Общение, покупки, оплаты счетов и различные развлечения постепенно переходят в сеть Интернет. Но, к сожалению, не все используют интернет во благо обществу. Бурное развитие телекоммуникационных технологий, стремительный рост числа электронных устройств и услуг, предоставляемых населению с использованием информационных технологий, — все это привело к увеличению количества киберпреступлений. Появилось множество видов мошенничеств, направленных на получение конфиденциальных данных и дальнейшее их использование в корыстных целях.
Вишинг, фишинг и смишинг – это мошеннические схемы, в которых для кражи личных данных с целью дальнейшего взлома банковского аккаунта и незаконного списания средств используются интернет-технологии.
В чем разница между такими похожими, но все же разными видами интернет-мошенничества, пояснил оперуполномоченный группы по противодействию киберпреступности ОВД Светлогорского райисполкома Владислав Соколович:
– Основная цель у всех одна – выудить конфиденциальную информацию, в основном через перенаправление пользователей на поддельные сайты, но делается это по-разному.
Один из методов мошенничества с использованием социальной инженерии заключается в том, что злоумышленники, используя телефонную коммуникацию и играя определенную роль (сотрудника банка, покупателя и т.д.), под разными предлогами выманивают у держателя платежной карты конфиденциальную информацию или стимулируют к совершению определённых действий со своим карточным счетом/платежной картой.
Злоумышленники, представляясь представителями банковских учреждений, силовых структур или иных финансовых учреждений с использованием популярных мессенджеров, таких как Viber и WhatsApp, осуществляют звонки на мобильные телефоны граждан и под видом представителя банковского учреждения Республики Беларусь пытаются завладеть реквизитами их банковских платежных карт и иными конфиденциальными данными. Для правдоподобности в качестве имени пользователя (никнейма) они указывают официальный номер банка либо его название, в качестве «аватарки» используют логотип или эмблему банковского учреждения.
В процессе общения указанные лица сообщают, что необходимо срочно осуществить какие-либо действия с банковской платежной картой, так как кто-то либо пытается похитить с нее денежные средства, либо оформляет кредит или производит подозрительную оплату. Чтобы предотвратить списание ваших денег, вам предлагается провести нехитрые действия: сообщить 16-значный номер карты и cvv. Также вам может быть предложено установить на ваше устройство – чаще всего на смартфон – специальную «утилиту», которая обеспечит безопасность, а на самом деле – программу для удаленного доступа к вашему компьютерному оборудованию и мобильным устройствам. Мошенники будут торопить вас и не давать опомниться. Но что действительно повергнет вас в шок, это то, с какой скоростью они спишут у вас деньги, если вы поведетесь на их уловки. В вишинговой схеме может использоваться как робот-автоответчик, так и более «эксклюзивный» вариант с настоящим оператором. Схемы первого типа уже изжили себя, поэтому ставка все чаще делается на живое общение.
Важно! Сотрудники банковских учреждений в телефонных разговорах никогда не уточняют у своих клиентов конфиденциальную информацию, а номер банковской платежной карты им всегда известен.