История в фотографиях: «Мой милый, если б не было войны…»

Сколько историй военных лет мы знаем? Сколько книг о войне написано? Их объединяет одно – общая беда, которая, не постучавшись, ворвалась в каждый дом. Так случилось и с милой девушкой Евдокией, только окончившей 9 класс. Война застала её прямо во дворе своего дома в городе Днепропетровске (Днепр, Украина). Вместе со своей семьёй она попала в концентрационный лагерь. Много ужасов пришлось насмотреться Дуняше: смерть, голод, опыты над людьми, сожжение невинных в печах… Страшный запах смерти. У Дуни, как и у каждого в лагере, был свой порядковый номер.

Наверное, у Дуни был очень хороший ангел-хранитель, потому что через год после начала войны в лагерь ужаса и смерти приехал немецкий офицер, чтобы посмотреть, как выполняются приказы фюрера. Девочка к тому времени очень исхудала и ослабла, была бледная, с торчащими рёбрами и коленками. Странно, но в отличие от всех членов своей семьи и многих других несчастных она была жива. Всё дело в том, что она подходила под описание настоящей арийки: большие голубые глаза, светло-русые волосы, широкий лоб. Офицер остановил свой суровый взгляд на ней. Дуня тоже посмотрела встревоженными глазами. Немец что-то шепнул своему подчинённому, и тот поволок Дуню в машину. Оказалось, что у него в Берлине был большой дом, семье требовалась рабочая сила. Дуню взяли прислугой, там она занималась уборкой, помогала на кухне, стирала бельё.

Жена офицера была шляпницей. Женщины того времени очень любили носить шляпки. Дело шло хорошо, заказов было много, и в какой-то момент немка перестала справляться. Ей понадобилась помощница, и она попросила Дуню. Кстати, Дуня всегда заостряла внимание на том, что нужно делать выводы конкретно по каждому человеку, а не по народу в целом.

К ней очень хорошо относились в этой семье. Это отразилось на её будущем: она научилась делать шляпки, складывать ровно бельё, поддерживать порядок в доме и внешности. Нормой были всегда блестящие от ваксы туфли и накрахмаленный воротничок с ажурными бортиками, связанными крючком самой Дуней.

Так прошло четыре года, и в 1945 Дуня узнала, что советские войска вошли в город. Она обрадовалась и испугалась одновременно. Её чувства понятны, ведь она скоро окажется на Родине, в любимой Украине, но страшно представить, что будет с семьёй немецкого офицера, которую она всем сердцем полюбила. Когда советские солдаты с винтовками переступили порог дома фашиста, она кинулась к ним в ноги и, рыдая, просила не убивать хотя бы женщину и детей. В ответ один из солдат посмеялся: «Дура, мы ж не звери какие!» В ответ он услышал совершенно спокойный, с металлическим холодом ответ: «Я не дура, я Дуня». На это советские молодцы рассмеялись и сказали, что будет так, как сказала Дуня-не-дура. Только взрослые должны отвечать за эту войну. Семью фашиста никто не тронул. А самого его ждал Нюрнбергский процесс, после приговора в 1946 году он был расстрелян.

Что же случилось с Дуней? Она на поезде была доставлена в санитарном вагоне в Днепропетровск, по дороге помогая медсёстрам ухаживать за больными и ранеными. Одним из раненых был советский молодой военный лётчик, который был контужен и ранен осколком бомбы в руку. Он тут же заметил хорошенькую румяную девушку, которая была очень серьёзна и на его шутки, в отличие от других девушек-санитарок, не улыбалась. За несколько часов дороги он сделал ей предложение. Дуня согласилась.

По возвращении в Днепропетровск они расписались. Свадьбы не было. Никто не пришёл на их маленькое торжество. А новоиспеченный муж успокаивал свою любимую: «Вот нарожаешь мне много деток, тогда и погуляем на свадьбе!» После войны он сделал новые документы, так как старые были утеряны под Берлином. Но, опасаясь гонений на евреев (а наш лётчик был еврей), сделал себе советское имя. Так Подольхов Иаков Самуилович превратился в Подольхова Ивана Самойловича. Вступил в комсомол и продолжил свой трудовой путь в Коммунистической партии.

Через пять лет после войны Подольхова Евдокия Николаевна родит ему сына Александра, ещё через пять — дочку Наталью. Это моя бабушка по маминой линии. Сама же Евдокия Николаевна или Дуська, как ласково её звал прадедушка, продолжила дело, которое знала — она стала шляпницей и делала для советских женщин красоту. В любом месте мира любая женщина хочет быть красивой. И военные действия не предлог ей отказывать в этом.

Прадедушка умирал медленно и мучительно. Какие-то пьяные хулиганы напали на него в подворотне, когда тот шёл домой, и разбили ему голову. Прадедушка выжил, но до конца дней своих мучился от головных болей. Бабушка же, похоронив мужа, всё чаще видела во сне тот немецкий лагерь, мучения и других людей. За пару лет перед своей смертью у неё были приступы беспамятства, когда она видела свой сон наяву. Например, приехав к моей бабушке в гости и отдыхая на огороде, она могла подумать в какой-то момент, что находится в концентрационном лагере, и убежать. Нашла в тот раз её милиция на перроне в Гомеле. Она пыталась уехать домой «подальше от фашистов». Несмотря на это, у прабабушки Дуси всегда был белый накрахмаленный воротничок и блестящие чистые туфли.

Помнить о детях войны – значит помнить о цене мира и ценить каждый день, данный нам жизнью. Это наша обязанность перед теми, кто выстоял, выжил и подарил нам шанс на светлое будущее. Именно в этом, в их несгибаемой силе духа кроется величайший урок, который они передают нам, будущим поколениям. Урок о том, что даже в самые темные времена нужно сохранять надежду, что человеческая стойкость не знает границ, что даже в руинах можно строить новое, прекрасное будущее.

Сегодня в мире насчитывается более 40 военизированных конфликтов. Зачем? Почему люди не могут просто договориться? Почему не могут спокойно вести бизнес, развивать свою страну и цивилизацию в целом? Наводить порядок в своём доме и не лезть со своим уставом в чужой, честно работать и зарабатывать, воспитывать детей и просто быть счастливыми. Я часто задаю себе этот вопрос и никак не нахожу на него ответ. Может быть, вы попробуете?

Станислава Вячеславовна Бандюк, учащаяся группы ЭЗС-09-23 учреждения образования «Светлогорский государственный индустриальный колледж»

Перевод