Жительница Светлогорска Майя Гарбар – представитель первого послевоенного поколения. К счастью, ей не пришлось познать ужасы войны. Но детство пронизано воспоминаниями родителей о том лихолетье. Они дали ей имя в честь Великой Победы. «Когда в моем детстве Москва, Минск и другие города салютовали в честь Дня Победы, я радовалась и всем говорила, что это меня поздравляют с днем рождения», – улыбается Майя Макаровна. Ведь родилась она 9 мая 1945 года – в самый долгожданный для миллионов людей день, когда наконец замолчали орудия и наступил мир.

Боевой путь Макара Каковки
Есть в жизни Майи Макаровны еще одна интересная страница: ее отец, Макар Каковка, был командиром партизанского отряда, действовавшего на территории Паричского района.
– Мой отец родился в 1911 году в д. Тумаровка Паричского района. Мама Антонина Афанасьевна родом из Октябрьского района. Отец рано начал работать: уже с 13-ти лет он трудился у местного кулака. В 1928-1930 годах принимал активное участие в организации колхоза, затем стал председателем коммуны «Молодой ленинец». С 1933 по 1935 годы служил в РККА. Два года возглавлял колхоз, а затем – сельский Совет в д.Степы Паричского района. Здесь и застала его война, – рассказывает Майя Макаровна.
В августе 1941 года Макар Каковка призван в Красную Армию. В ходе боевых операций получил ранения в голову и ногу. 17 ноября 1941 года назначен комиссаром партизанской группы, затем направлен в
г.Бобруйск для ведения подпольной работы. Наладил связь с местными партизанами, и к 1 января 1942 года при его участии из города выведено 180 человек – рабочих и военнопленных.
9 января 1942 года немецким оккупантам дан первый бой в Октябрьском районе. В одном из сражений был убиты комендант г.п.Паричи и 4 немца, при этом несколько солдат ранены, остальные бежали. В качестве трофеев партизанам достались 1 пулемет, 8 винтовок и немецкий обоз. В Озаричах полностью разгромлен крупный немецко-полицейский гарнизон. Вскоре народные мстители организовали партизанский
отряд, который пополнили местные жители, члены партийного и советского актива. Уже к концу февраля 1942 года его численность увеличилась до 450-ти человек.
2 апреля 1943 года с группой в 25 человек Макар Каковка направлен в Паричский район для организации партизанского отряда, который получил название «Имени С.Кирова». За время своей деятельности отряд совершил несколько десятков боевых операций по уничтожению немецко-фашистских захватчиков, полицаев и техники врага. Под руководством Макара Каковки партизаны разгромили 10 немецко-полицейских гарнизонов, уничтожив около 500 гитлеровцев и полицаев. Он руководил боями в деревнях Боровики, Шупейки, Хутор, Осопное, Медведов, Страковичи, Еланы. В этих населенных пунктах партизаны убили несколько десятков оккупантов и их прихвостней.
– В одном из боев от верной смерти отца спас партизан Федор Дудко. Он заметил, что в командира из-за угла дома целится полицай. Одна секунда – и Федор сразил врага метким выстрелом, – рассказывает Майя Макаровна.
О масштабах урона, нанесенного оккупантам, можно судить по скупым цифрам документов. За короткое время под руководством Макара Каковки партизаны разрушили 6 км железнодорожного полотна, взорвали 27 мостов, пустили под откос 20 эшелонов с живой силой противника, техникой и боеприпасами. За время действия его отряда было уничтожено 40 км линий связи.
Также партизаны сорвали попытки немцев провести хлебозаготовку в деревнях Паричского района.
Оккупантам не досталось ни одного килограмма хлеба в Шатилках, Боровиках, Чирковичах, Ракшине, Дуброве. Помимо этого, сотни жителей района спасены от угона на каторжные работы в Германию. К моменту воссоединения с частями Красной Армии, которое произошло 10 декабря 1943 года, в отряде Макара Каковки было 356 человек.
За боевые заслуги Макар Михайлович награжден орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной Войны 2 степени, медалями «Партизану Отечественной войны» 1 и 2 степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.».
И холод, и голод, и страх
Война не делит людей на взрослых и детей, взваливая на хрупкие детские плечи такое же тяжелое бремя. Сыновья Макара Каковки – Геннадий и Анатолий в полной мере испытали на себе все ужасы военного лихолетья. Старшему, 15-летнему Леониду, повезло больше: он остался в д.Тумаровка у бабушки – матери отца.
– Фашисты убили деда Афанасия, отца мамы, который проживал в Октябрьском районе. Это произошло после того, как оккупантам стало известно, что Макар Каковка – командир партизанского отряда. Один из полицаев задержал маму с двумя детьми и повел в комендатуру в Паричи. По пути он увидел, что другие полицаи грабят дома в деревне, через которую они проходили. Немецкий прихвостень тоже позарился на чужое добро и оставил женщину с детьми без присмотра. Другой полицай, проходя мимо нее, крикнул: «Беги!» Она побежала с детьми в пустой сарай и там спряталась. Обнаружив их исчезновение, незадачливый конвоир долго искал маму с детьми, но так и не нашел, – рассказывает Майя Макаровна.

Скорее всего, жену партизанского командира расстреляли бы. Она не стала ждать, чем это обернется для нее и детей, ушла к партизанам. Много лишений довелось им испытать. После войны того полицая осудили на 25 лет. Отсидев, он вернулся в Паричи. И надо же было такому случиться, что Макар Каковка встретил его на почте! Он, наверное, убил бы этого полицая, если бы не присутствующие там люди. Они не сразу поняли, в чем дело, и остановили Макара Михайловича.
Дочь партизанского командира
Несмотря на то, что Майя Макаровна родилась после окончания войны, вся ее жизнь полна воспоминаний о военном времени, поскольку на протяжении многих лет однополчане отца были частыми гостями семьи.
– С раннего детства я помню, как в нашем доме постоянно собирались бывшие партизаны и фронтовики. Для них отец по-прежнему был командиром. Их объединяло боевое братство. В такие минуты велись разговоры о партизанских рейдах и боевых друзьях, которые пали в сражениях, – вспоминает собеседница. – Частым гостем у нас был первый секретарь подпольного Полесского обкома партии Иван Ветров. Он, кстати, после войны занимал важные посты и был назначен министром юстиции БССР.
Майя Гарбар отмечает: священным праздником для ветеранов был День Победы. Все они непременно собирались на Кургане Славы. На этом святом месте, в огромном людском море и шуме нет-нет, да и раздавался сильный мужской голос: «Макара Каковку кто-либо видел?» Ведь никто не сомневался, что партизанский командир где-то здесь. Потому что даже и представить было невозможно, что Макар Михайлович пропустит встречу боевых товарищей в этот знаменательный для него день. В одну из таких встреч его на Кургане Славы разыскал бывший партизан, который воевал в составе партизанского отряда, будучи подростком. Невозможно выразить словами радость, которую оба испытали.
Мирные свершения
– После войны отец работал на различных руководящих должностях – председателем Паричского райисполкома, секретарем райкома КПБ(б) по кадрам, директором Паричского кирпичного завода, председателем колхоза «Красная звезда», директором совхоза «Паричи». Я помню, как вместе с ним на несколько суток мы выезжали в луга, где шел сенокос. Днем мужчины косили, отец тоже брал в руки косу и шел наравне с остальными. Женщины сушили сено, а после мужчины метали высокие стога. К вечеру все собирались у кухни, где повар подавал ужин. После пели песни – и звонкие голоса летели высоко в звездное небо, – на короткое время Майя Макаровна словно возвращается в беззаботное детство.
– Он очень любил детей, был хорошим отцом, человеком и хозяином. Мы держали большое хозяйство, сдавали молоко, имели огород 25 соток. На протяжении всей жизни отец был очень активным, на отдых ушел лишь в 75 лет. Уже будучи в почтенном возрасте, он сохранял твердую память. Помнится, мне понадобился номер телефона одной родственницы. Я стала искать, где его записала. Отец, наблюдая за мной, спросил, что ищу. «Что тут помнить? – удивился он и назвал нужный номер. В последние годы жизни у него появились проблемы с ногами, но он относился к этому философски, говорил: «Главное, чтобы работала голова!» Отец прожил 91 год и ушел из жизни в 2002 году, – рассказывает дочь.
О времени и о себе
– Я – коренная паричанка, прожила здесь 30 лет, – рассказывает собеседница, и в ее голосе слышится гордость за свою малую родину. – В 1952 году пошла в школу. Наше послевоенное поколение было немногочисленным, и в моем классе училось всего около 20-ти человек. У нас был первый выпуск 11-го класса. И до сих пор мы, одноклассники, помним нашу первую учительницу Раису Гейман. Раиса Ефимовна так сплотила наш класс, что мы собирались до 70-летнего возраста. Жили очень интересно, и я с большой благодарностью вспоминаю то время.
После школы Майя Гарбар поступила на заочное отделение филологического факультета Гомельского пединститута и работала пионервожатой. Однако со временем она поняла, что ее больше влечет работа с маленькими детьми. Она оставила пединститут и поступила в педучилище г.Могилева. Вскоре ей предложили руководство детского сада в д.Козловка.
Майя Макаровна вышла замуж за выпускника мединститута Александра Гарбара, который возглавил Паричскую больницу. В 1974 году Александр Николаевич назначен главным врачом стоматологической поликлиники в Светлогорске – и семья переехала. Майя Макаровна работала методистом в детском саду №21. В 1980 году был открыт детский сад в д.Якимова Слобода, в котором она стала заведующей.
– Это хороший сад, в нем был очень сплоченный коллектив, созданы условия, которым могут позавидовать в городе. Нас посещала немецкая делегация, проводились республиканские семинары, – отмечает моя собеседница. Отработав 22 года, Майя Макаровна ушла на заслуженный отдых. «Трудилась бы еще, но заболел отец, и ему была нужна помощь», – поясняет она.
– У меня хорошая семья: две дочери, внуки. Ирина – врач анестезиолог-реаниматолог, работает в Светлогорской ЦРБ. Светлана окончила Гомельский БелГУТ, она – руководитель расчетного центра Брестского отделения Белорусской железной дороги.
Майя Макаровна излучает такую позитивную энергию, что кажется, будто годы над ней не властны. Видимо, на генетическом уровне от отца ей передалась та внутренняя сила, которая, несмотря на все перипетии, позволила сохранить позитивный взгляд на окружающий мир.
– Я прожила хорошую, красивую жизнь. Мне нравится мой возраст, – с улыбкой говорит она.
Фото из семейного архива Майи Гарбар