2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме
Рассматривая аутизм как особое искаженное психическое развитие человека, отметим, что аутизм (лат. authos – сам) в научной литературе определяется как постоянное нарушение развития человека, которое проявляется в течение первых лет жизни, характеризуется отрывом от реальности, отгороженностью от мира, отсутствием или парадоксальностью реакций на внешние воздействия, пассивностью и сверхранимостью в контактах со средой в целом. Такое искажение психического развития человека проявляется в экстремальном одиночестве, сопротивлении любым жизненным изменениям, стереотипных формах поведения и погруженности в специфические интересы, своеобразном развитии речи.
Лица с расстройством аутистического развития (РАС) нуждаются в специальной помощи на протяжении всей жизни. Степень аутистических нарушений у детей может быть различна, глубина этих нарушений может меняться с возрастом. Поэтому крайне важно ослабить их влияние как можно раньше, формируя у ребенка способствующие этому навыки. Ребенка рассматриваемой категории нужно постоянно обучать, направлять и предлагать более адекватные варианты реагирования в разнообразных ситуациях.
В практике от родителей и педагогов мы часто слышим вопрос – стоит ли вмешиваться в мир ребенка с РАС и формировать ли навыки вопреки его желанию или нет?
Важно начать формировать навыки искусственно, т.е. через активное вмешательство. Например, если ребенок не реагирует на зов – мы можем звать его по имени и подносить что-то приятное к своим глазам, учить смотреть на взрослого, когда он хочет попросить продолжить приятное занятие. Таким образом, сформированный искусственно взгляд на взрослого в ответ на зов по имени «потянет» за собой лучшее понимание ребенком информации, получаемой от другого, основу повторения того, что показывает, выполнения того, что просит другой.
Сначала ребенок, выполняя наши задания, будет делать сейчас их для нас, а не для собственного удовольствия. Соответственно, активно вмешиваясь в жизнь ребенка, необходимо продумать для него систему компенсации его трудозатрат. Для этого отмечается всё то, что особо нравится ребенку и дальнейший доступ к любимым вещам организуется через обучение нужным нам навыкам. Эти навыки сейчас нужны НАМ. МЫ понимаем всю необходимость того, чтобы они работали.
Приятные ребенку вещи устанавливаются путем наблюдения за тем, что он любит делать сам. Это могут быть: еда, занятия, игры и игрушки, телесные и двигательные забавы, песенки и многое другое.
Речь – это инструмент общения. Ближайшая цель в этой области – усилить желание ребенка быть понятым окружающими его людьми. А для этого нужно организовать доступ к нравящимся ему предметам, играм, еде, через близких и педагогов и, соответственно, ограничить к этому доступ в обычной жизни. Подмечаются значимые для ребенка и понятные для взрослых ситуации общения. А далее формируется умение просить последовательно то, что он хочет, жестами (указательный жест), звуками, выражая согласие и несогласие, создавая ситуации успеха для его попыток. Обязательно оказывается помощь!
Часто при РАС случается так, что ребенок не выделяет речь как главную из общего фона звуков вообще. Поэтому крайне важно, во-первых, говорить мало. Есть золотое правило: говорить, обращаясь к ребенку на одно слово больше, чем говорит он сам. Во-вторых, тут же показать, что мы от него хотели. Вот пример обращения, не способствующего выделению речи как главного: «Пойдем скорее на улицу, там так ярко светит солнышко, покатаемся с горки, одевай свои коричневые ботиночки!». А вот обратный пример: «Одевайся!». И если ребёнок бездействует тут же направить его к одежде. Слово – дело. Всякий раз, прежде чем обратиться к ребёнку важно продумать, как сделать так, чтобы он нас понял, и как ему помочь в случае непонимания. Важно не повторять инструкцию многократно, т.е. более двух раз, а лучше одного. Чем больше мы повторяем слов, а ребенок в ответ бездействует, тем менее значимыми становятся наши слова, а речь превращается в ничего не значащий шум. Поэтому одно слово-обращение и тут же помощь, если нет реакции от ребёнка. Если не уверены в том, что можем ему помочь понять наше обращение – лучше не обращаться вовсе. Есть и специальные задания, помогающие ребенку выделить речь из окружающих звуков: выполнение речевых инструкций с отвлекающим невербальным стимулом. Ставим, например, перед ребенком машинку, провоцируя выполнение инструкции «покатай», а просим: «Хлопай!» Помогаем выполнить и поощряем правильную реакцию. Но это чуть позже, когда в его арсенале будут данные навыки. А сейчас с этой же целью можно использовать другое упражнение, направленное на «заземление» лепетной речи ребенка: реагируем на то, что он произносит как бы, по существу, внешними изменениями. Наша задача – показать ребенку, что с помощью звуков он может менять окружающее, влиять на него.
Далее развитие речи идёт через работу над ее двумя главными составляющими: пониманием и собственным говорением. И одни, и другие задания проделываются как на занятиях, так и в повседневной жизни. Что понимает ребенок мы можем узнавать из заданий «Покажи» и «Дай» (по выбору), а что произносит – из заданий на имитацию звуков. Как только начинает имитировать за нами звуки – тут же начинаем вставлять их в значимые для него слова. Например, научился повторять за вами звук «а», можно тут же вставлять его в слово «да» и помогать отвечать на ваш вопрос: «Хочешь пирамидку?» – суфлируем ему ответ: «Да». Он за вами повторяет: «А-а». Тут же даем пирамидку.
Опыт показывает, что раннее включение детей с РАС в работу по формированию навыков общения позволяет изменить к лучшему их поведение, максимально адаптироваться и социализироваться.
Марина Пшеничная, учитель-дефектолог Светлогорского районного ЦКРОиР