«Чернобыль» – это слово нам хотелось бы забыть. Оно напоминает о событии – взрыве ядерного реактора – которое открыло ящик Пандоры, полный невидимых врагов и неизвестных тревог и опасений в сознании людей. Тем не менее, некоторые сейчас полагают, что это уже далеко в прошлом. Есть две причины, заставляющие нас помнить об этой трагедии. Во-первых, если мы забудем о Чернобыле, то это может привести к более серьезным техногенным и экологическим катастрофам в будущем. Во-вторых, люди, чьи судьбы были поломаны катастрофой, живут рядом с нами.
Последствия аварии – масштабные, но могли быть намного больше, если бы не мужество и самоотверженность ликвидаторов. Среди военнообязанных, рабочих, строителей, водителей и многих других людей разных профессий в зоне отчуждения работали и медики. Накануне памятной даты своими воспоминаниями о событиях тех далеких дней поделились медработники Светлогорской ЦРБ.
Часть воспоминаний в течение времени утрачивается. «Были молоды, работали много, с энтузиазмом», – так говорят те, кто решил поделиться воспоминаниями о том времени.
Светлана Шпаковская, медсестра:

«В составе бригады была направлена летом 1986 года в Чечерский район на 2 недели. Жили в Чечерске, в больничной палате. Ездили на выделенной машине скорой помощи целый день по району. Оказывали медицинскую помощь, лаборант производила заборы крови для анализа. Страха не было – 21 год. Все относились очень хорошо. Хоть и недолго мы пробыли, но время там еще больше научило нас дружбе, взаимовыручке, помощи».
Ольга Осипова, фельдшер-лаборант:

«В 1986 году только закончила Минское медицинское училище. В августе приступила к работе. А в сентябре была направлена в командировку в Брагинский район в составе бригады с врачом Надеждой Евгеньевной Руденко, медсестрой и водителем на нашем транспорте. Жили при больнице. Ездили по селам. Врач осматривала пациентов. Мы производили отбор крови для анализа. В командировке были 2 недели, питались при больнице. На заработанные в командировке деньги купила золотые сережки».
Анатолий Муха, врач, заведующий организационно-методическим отделом:

«В то время работал в Калинковичской ЦРБ – заместителем главного врача по медицинскому обслуживанию населения района. Только 29 апреля приехал с учебы по повышению квалификации. В коллективе ЦРБ были созданы бригады по оказанию медицинской помощи населению, проведению йодопрофилактики. Калинковичский район граничит с Хойникским, поэтому работали и в близлежащих населенных пунктах соседнего района. 10-15 мая приехала комиссия института биофизики из Москвы, созданная по предложению Центрального комитета компартии во главе с председателем – доктором биологических наук профессором Г.Аветисовым, ученым секретарем института – всего около 18 человек. В составе комиссии были медики, военные, специалисты сферы радиоактивных технологий.
Также в комиссии были специалисты из института радиологической медицины, которые работали над созданием дозиметров: раздавали дозиметры населению, потом через 10 дней собирали. Изучали накопленную дозу радиации. Забирали пробы почвы. Работали до августа. В октябре 1986 года приехали опять. В 1987 году собирали данные о здоровье населения, заражении местности радионуклидами. В процессе работы с комиссиями помогали в сборе информации про накопление радиоактивных металлов в организме человека. Проводили йодопрофилактику населения йодидом калия.
Радиация, вышедшая из-под контроля, – это действительно страшно. За «чернобыльских» годы работы мы в этом убедились. Тот период отразился и на нашем здоровье. Снизить уровень облучения помогало неуклонное соблюдение правил безопасности: постоянные влажные уборки, отказ от продуктов, накапливающих радионуклиды, обработка одежды. К сожалению, многие жители загрязненных районов к пониманию о важности соблюдения этих мер пришли не сразу, что нанесло непоправимый вред здоровью».
Анатолий Муха награжден медалью «За ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС» – 19 статья.
Александр Кавцевич, врач-травматолог:

«В то время был военнослужащим капитаном медицинской службы внутренних войск. В мае вместе с отрядом милиции, в составе 12 человек был направлен в командировку. Поселили в школе, выселенной деревни Ильичи Брагинского района. Задача состояла в контроле за состоянием здоровья командированных военнослужащих, оказании медпомощи, в контроле за питанием, в обеспечении дозиметрического контроля за облучением состава. Проводили йодную профилактику. Отряд милиции охранял выселенные деревни от мародеров и случайных посетителей. Чрезвычайных происшествий не было. Конечно, уровень медицины в то время был не такой, компьютеров не было, аппараты УЗИ были редкостью. Но квалифицированная медицинская помощь от этого не страдала.
Самым трудным для меня тогда было отвечать на вопрос солдат: «А что с нами потом будет?» Ответа у меня не было. Мы выполняли свой долг перед Родиной, а что будет потом, не знали. Но я ни минуты не жалел и не жалею, что в моей жизни была эта трудная и чрезвычайно опасная работа».
Чернобыль стал тяжелым испытанием, которое они с честью прошли.