Порядок использования беспилотных летательных аппаратов в воздушном пространстве Беларуси

В весенне-летний период, как правило, активизируются полеты воздушных судов, относящихся к авиации общего назначения и БЛА с нарушением ИВП, учащаются случаи аварий и катастроф.

Также совершаются полеты с произвольно выбранных участков местности. в том числе с земель сельскохозяйственного назначения, целевое назначение и условия отвода которых, являются нарушением требованиям Кодекса Республики Беларусь о Земле и являются сопутствующим обстоятельством гибели людей.

В результате нарушения требований авиационного законодательства при выполнении обзорных полетов на дельталете в августе 2021 года в воздушном пространстве Витебского района произошло падение воздушного судна и гибель пассажира. Летом 2022 года в Слонимском районе погибли два пилота легкомоторного самолета. Также летом 2023 года вблизи г.Вилейка, не имея соответствующих документов и разрешений на выполнение полета, пилот мотодельтаплана не справился с управлением, в результате произошло падение. Пилот и его пассажиры погибли.

Кроме того, по данным Генеральной прокуратуры Республики Беларусь отдельными лицами, эксплуатирующими воздушные суда, нарушается не только порядок землепользования и использования воздушного пространства, но и совершаются преступления, в том числе экстремистской направленности.

С целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, безопасности полетов и оперативного реагирования по пресечению нарушений, Авиационная инспекция информирует, что в соответствии с законодательством в области ИВП для выполнения полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь необходимо соблюдение требований в области авиации:

  • Пользователь воздушного пространства, в том числе иностранный, (пилот авиационная организация, организация, эксплуатирующая гражданский беспилотный летательный аппарат, оператор гражданского БЛА обязаны иметь разрешение на использование воздушного пространства, выданное в соответствии с поданной заявкой на ИВП в центр Единой системы организации воздушного движения.
  • Для осуществления аэрофотосъемки пользователь воздушного пространства должен иметь разрешение Генерального штаба Вооруженных Сил.
  • Все воздушные суда должны быть зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Беларусь, иметь на борту регистрационное удостоверение, выданное Департаментом по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, нанесенный на борт воздушного судна государственный знак воздушного судна EW и бортовой номер, за исключением одноместных летательных аппаратов, безмоторный вариант которых имеет массу конструкции менее 70 кг, моторный – менее 115 кг и воздушные суда, взлет и посадка которых осуществляется с помощью ног пилота (дельтапланы, парапланы и т.п.).
  • Воздушные суда должны иметь на борту действующий сертификат летной годности, выданный Департаментом по авиации, за исключением одноместных летательных аппаратов, безмоторный вариант которых имеет массу конструкции менее 70 кг, моторный – менее 115 кг и воздушные суда, взлет и посадка которых осуществляется с помощью ног пилота (дельтапланы, парапланы и т.п.).
  • Пилоты воздушных судов при выполнении полетов должны иметь при себе действующее свидетельство пилота гражданской авиации (свидетельство пилота-любителя, свидетельство пилота коммерческой авиации), выданное Департаментом по авиации, за исключением пилотов одноместных летательных аппаратов, безмоторный вариант, которых имеет массу конструкции менее 70 кг, моторный – менее 115 кг и воздушные суда, взлет и посадка которых осуществляется с помощью ног пилота (дельтапланы, парапланы и т.п.).
  • Воздушные суда, использующиеся в коммерческой гражданской авиации (выполнение авиационных работ за плату) и выполняющие авиационные работы (авиационно-химические работы, воздушные съемки, наблюдение и патрулирование (аэровизуальные), лесоавиационные работы, строительно-монтажные работы, транспортно-связные работы, оказание медицинской помощи населению, десантирование парашютистов, обзорные полеты, проведение экспериментальных и научно-исследовательских работ) должны принадлежать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим действующий сертификат эксплуатанта воздушного судна, выданный Департаментом по авиации, копия которого, должна находится на порту воздушного судна, в котором указываются виды разрешенных авиационных работ, воздушным судам авиации общего назначения (т.e. не имеющим право на выполнение авиационных работ) выполнение авиационных работ запрещено.
  • Все гражданские БЛА весом 150 г и более и, которые оснащены устройствами, осуществляющими фото и видео фиксацию и датчиками, способными собирать другие виды данных и информации должны быть учтены в Департаменте по авиации юридические лица и индивидуальные предприниматели, в законном владении, пользовании и (или) распоряжении которых находятся гражданские БЛА, обязаны поставить их на государственный учет.

Департамент по авиации при осуществлении государственного учета гражданских БЛА присваивает уникальный учетный номер гражданского БЛА, который наносится на корпус аппарата. Уникальный учетный номер гражданского БЛА состоит из сочетания кода страны учета «ВУ», латинской буквы «О» и шести арабских цифр, первые пять, из которых означают присвоенный уникальный учетный номер гражданского БЛА, шестая определяет регион места регистрации организации, эксплуатирующей гражданский БЛА:

  • цифра «1» – г. Брест и Брестская область;
  • цифра «2» – г. Витебск и Витебская область;
  • цифра «3» – г. Гомель и Гомельская область;
  • цифра «4» – г. Гродно и Гродненская область;
  • цифра «5» – Минская область;
  • цифра «6» – г. Могилев и Могилевская область;
  • цифра «7» – г. Минск.

Все операторы гражданских БЛА при выполнении полетов должны иметь при себе копию действующего документа, подтверждающего освоение содержания образовательной программы дополнительного образования взрослых порядка эксплуатации гражданских БЛА, документ удостоверяющий личность, а в случае выполнения полетов над населенными пунктами или выполнения каких либо работ за плату должны быть индивидуальными предпринимателями или работать в организации эксплуатирующей гражданские БЛА (юридическое лицо).