Старинную книгу светлогорская семья передает из поколения в поколение

В светлогорской семье хранится антикварная книга. Реликвия десятилетиями передается из поколения в поколение.

Мария Ивановна рассказывает, что уникальная книга – Псалтырь — ей досталась от мамы, а той в свою очередь – от бабушки и дедушки. Даже удивительно, что она сохранилась до наших дней…
Книга достаточно тяжелая, как и все богослужебные издания той эпохи. Она обрамлена в толстый деревянный переплет, обитый кожей с тиснением и растительным орнаментом. Видно, что издание служило долго, время и жучки не пощадили переплет. Но тем не менее, почитать и полистать его вполне реально и сегодня. По всей видимости, книга была снабжена скобами и замком, об этом свидетельствуют элементы металла, похожие на застежки. Держа в руках старинную вещь, признаться, будоражит исследовательский интерес. Листая слегка пожелтевшие, но плотные страницы, дух захватывает, как только глаза встречают особый старославянский шрифт. На удивление, в книге хорошо сохранилась гравюра, на которой изображен царь Давид, пишущий Псалтырь. На царском венце Давида изображен равноконечный христианский крест. Воротник его одежды также покрыт узором из цветков, напоминающих кресты. Ох, и как же это все интересно! На некоторых листах писания видны следы воска от некогда горевшей свечи. Так и представляется, как при тусклом свете, сидя у огня, слышен треск поленьев и доносящийся громкий голос, который произносит слова из богослужебной книги. Отмечу, что запах у Псалтыри довольно-таки приятный, но сложно его описать. Нет ярко выраженного аромата, однако чувствуются легкие нотки воска, смешанные с запахом бумаги, дерева и кожи. С первого взгляда очевидна ценность антикварного экземпляра, впрочем, как и уникальность семейной истории. Любопытно, какую легенду хранит за своими деревянными створами эта священная книга?

– Старинная богослужебная книга принадлежала моему деду – Ивану Маркеловичу Петровичу, он посвятил свою жизнь служению Богу, – держа в руках тяжелую семейную реликвию, говорит Мария Ивановна. – Помню, что у него было много икон, книг, которые хранились в специальном книжном шкафу. Дедушка не раз говорил о боговдохновенной силе этой священной книги. Он, когда шел в церковь, подходил к своей полочке, рассматривал и выбирал издание, которое брал с собой на службу. А книг у него было много… Мне по наследству досталась вот эта – Псалтырь, здесь собраны молитвы. Есть одна, которую читаю на ночь, и не усну, пока этого не сделаю. Знаю, что дедушка вслух читал Псалтырь и дома, а мама запоминала и уже потом передавала молитвы нам – детям. Считал, что чтение Псалтыри привлекает ангелов и сглаживает грехи, напитывает душу дыханием святого духа. Эти удивительные писания могут не только поднять дух человека, укрепить его сердце, окрылить душу, но и даже повлиять на судьбу, разрешить неразрешимое, дать совет в самый трудный час. Часто говорил, что с помощью книги можно обратиться к Богу и быть услышанным, получить помощь и возблагодарить его. Позже издание оказалось у мамы, затем – у меня, потом – у моей дочери, а сейчас оно уже принадлежит моей правнучке. Так храним и передаем ценный том из поколения в поколение.

И все же судьба данного раритета оказалась трагической и непростой. Ведь издания старой печати отбирали и сжигали, порой вместе с владельцами этих книг. За владение церковной литературой можно было получить реальные сроки. Поэтому многие Псалтыри в далекие времена пропали в жерновах макулатуры. Но часть из них сохранились, пережив скрытное хранение. Она уцелела до наших дней только благодаря подвигу их владельцев, которые, рискуя жизнью, смогли сохранить печатное сокровище. К сожалению, за период гонений книга утратила красивый переплет, замок, очертания цветочного тиснения и дошла до наших дней не в лучшем состоянии…

Нынешние владельцы семейную реликвию решили отвезти в Бобруйск, чтобы навести порядок среди хаотично размещенных листов богослужебных гимнов. Затем книга отправилась на экспертизу в Гомель, где специалисты смогли установить год выпуска экземпляра – 1847-й.

– Кроме того, хотели отдать книгу на реставрацию, но увидев неподдельный к ней интерес, передумали, решив, что семейная реликвия, хранившая сотнями лет тепло рук предков, энергию рода, оказавшись в чужих руках, может не вернуться, – комментирует владелица. – Все-таки хочется, чтобы книга была передана дальше, через поколения – в будущее.

Фото: Елена Касьян-Павленкова, «СН»