Президент в интервью Франс Пресс призвал к миру и сотрудничеству

В четверг Президент дал интервью одному из крупнейших информационных агентств Франс Пресс (AFP). В качестве интервьюера выступил заместитель директора и главный редактор бюро информационного агентства в Москве Антуан Ламброскини. Центральная тема разговора — военный конфликт в Украине, который, по сути, стал началом передела сложившегося миропорядка. Глава государства подробно остановился на причинах и последствиях этого противостояния, возможных путях выхода из кризиса и еще раз подчеркнул миролюбивые устремления белорусской стороны:

— Мы не хотим быть театром военных действий. Давайте жить дружно. Мы к этому готовы, тем более Россия… Надо остановиться, договориться, закончить эту катавасию, операцию и войну в Украине. Не надо идти дальше, дальше пропасть с ядерной войной. Давайте остановимся, а дальше разберемся, как жить.

Фото: Белта

«Суров закон, но он закон»

Антуан Ламброскини поблагодарил ­Президента за предоставленную возможность встретиться с ним и задать «острые и неострые вопросы», которые есть не только у французского СМИ, но и у всего мира. Начал беседу гость с темы, которую все западные журналисты поднимают в разговоре с белорусским лидером. Речь о событиях 2020 года.

— Сотни людей были заключены в тюрьму. Почему бы не позволить оппозиции, свободным СМИ существовать в Беларуси? — поинтересовался и нынешний интервьюер.

— Оппозиция у нас существует, и свободные СМИ в том числе, — ответил Александр ­Лукашенко.

Он добавил, что в этом плане ему проще говорить, поскольку агентство Франс Пресс держит свою линию и старается работать объективно. При этом Глава государства не заметил, чтобы журналисты агентства занимали антигосударственную позицию против Франции, Евросоюза в целом или каких-то других стран:

— Я за такие средства массовой информации: чтобы эти основные принципы не нарушались. 

Но главный принцип — ни в коем случае не делать хуже для своей страны. Не бороться против своей страны, против собственного народа. Страна раз и навсегда дается тебе, а народ не переделаешь. Ты должен соответствовать народу, духу, традициям. Я за это. 

Ничего подобного наша оппозиция и средства массовой информации, которые финансировались исключительно из-за рубежа, не представляли. В том числе и так называемые свободные средства массовой информации.


«Не дай бог, голод, вот тогда будет диктатура»

Следующий вопрос — про диктатуру. Журналист интересуется:

— На Западе часто говорят, что вы диктатор. Что вы думаете об этом и какая разница для вас между диктатурой и той системой правления, которая у вас есть?

— Разница большая. Никакой я не диктатор. Ну а если диктатор — говорят, «последний диктатор Европы». Если так, то вам повезло, я на это так реагирую. В этой шутке есть доля правды, если говорить о нашей встрече, — с улыбкой заметил Александр ­Лукашенко.

Что касается самого вопроса, Глава государства считает, что ни политики, ни журналисты, ни ученые сегодня не могут толком разобраться, что же такое диктатура. Он убежден: чтобы кому-то что-то диктовать, необходимо иметь определенные рычаги влияния и ресурсы.

— Какие у Беларуси есть ресурсы, что диктовать Франции, Польше, Литве, Латвии, Украине, России? Какие у меня ресурсы? Никаких. Поэтому не надо говорить о том, что у нас диктатура… Диктовать в нынешнем мире, наверное, могут только США. 

У них для этого есть все — сила, население, территория и станок печатный для денег. Даже во Франции не может быть диктатуры, несмотря на то что она — ядерная держава, — считает Глава государства.

При этом, подчеркивает белорусский лидер, у нас в стране жесткая дисциплина, порядок и требовательность к органам власти. А цель — чтобы жизнь людей становилась лучше. В качестве примера Александр ­Лукашенко привел продовольственный кризис, с которым столкнулся мир:

— Сейчас все говорят про голод. И я согласен, что мы очень близко от этого барьера. Голод просто стучится. Многие голодают уже. Можно было бы сказать: «Не критично». Но как «не критично», если каждые десять секунд умирает ребенок в мире? Не голод? Голод. Будет еще хуже. 

И я очень жестко сейчас ставлю вопрос (это касается крестьян, да и всей страны) по уборке урожая. Надо собрать все. Надо мобилизоваться. Потому что, не дай бог, голод, вот тогда будет диктатура. И во Франции в том числе. Потому что надо народ спасти. Не накормить, а спасти, чтобы люди не умерли.

«Санкции показали, насколько вы зависимы»

Еще один миф, который в том числе западные СМИ раздувают о нашей стране, — ее якобы полная зависимость от России. Вот и представитель AFP перечисляет: не ущемляют ли суверенитет Беларуси кредиты, энергоресурсы и российские военнослужащие на нашей территории.

— Вы знаете, на территории Европы столько военнослужащих других стран, в том числе во Франции, что вам даже вопрос нечего мне задавать. У вас их десятки тысяч, 

— резонно ответил ­Президент.


— Насколько вы можете принимать решения в ваших интересах, а не в интересах России, когда российские войска здесь находятся, когда зависите от российских энергоресурсов и российских кредитов? — не унимался журналист.

Ответ Александра ­Лукашенко:

— Ситуация с вашими санкциями дикими, непонятно какими показала, насколько ВЫ зависимы от российских энергоресурсов. Вы — устоявшаяся демократия, можно сказать, устоявшаяся страна, нерасчлененная, которая в этих границах долго существовала. А как это вы зависите, мы это увидели. Почему у вас такая бурная инфляция, почему вы все время кричите о том, что у вас не хватает природного газа, нефти и так далее?

И дальше резонное замечание белорусского лидера:

— То, что россияне помогают нам сегодня, — ну так я не против, чтобы Франция помогла. Вы почему отказались с нами сотрудничать? Зачем вы закрыли свое небо для наших самолетов, для того чтобы люди общались? Почему? В 2021 году у нас товарооборот был полмиллиарда долларов, притом вы нам больше продавали, чем мы вам. Что вам было плохо? Почему вы отказались от этого сотрудничества? Вот без политики давайте…

«С санкциями мы справимся»

­Президент подчеркнул, что никогда ни Владимир Путин, ни российские власти «не наступили на хвост» и не сказали «делай так»:

— У нас действительно надежные, человеческие, братские, добрые отношения. Никто меня не давит, я ни на кого не наступаю. Вы не думайте, что я тут просто кукла какая-то, которой манипулируют с утра до вечера. Ничего подобного! Это не в моем характере, и в этом нет никакой необходимости… Вам ли говорить о том, насколько мы зависимы от России? 

Кредиты мы готовы у Франции получить, это даже будет дешевле в нынешней ситуации, но вы плюнули на нас, попытались ноги вытереть об меня, о мою страну и о народ, я вам этого не позволил и не позволю. С санкциями мы справимся.

«Вы были сторонниками этого государственного переворота»

Естественно, в центре внимания и Украина. По словам журналиста, это главный кризис нашего времени.

— Ну да, вы его создали, этот кризис. Это рукотворный, вами созданный кризис в Украине, — подтвердил Александр ­Лукашенко.

— Ну теперь это не кризис, теперь это уже…

— Война. Вы породили эту войну. Это не просто мое убеждение. Я 100 процентов на основании фактов могу это доказать. Вы породили и продолжаете эту войну. И Франция в том числе. 

Недавно шесть установок дальнобойного орудия «Цезарь» поставили, везут туда. Россия знает, как вы повезете… И как только они в Украину прибудут, высокоточным оружием их накроют. Поэтому подумайте, стоит ли это делать. А то, что придет, они (украинские власти. — Прим. ред.) продадут в Россию…

Белорусский лидер добавил, что такие факты уже были.

— Какая роль Беларуси в этой войне? — вопрос от гостя.

— Величайшая. Первая — миротворческая, — подчеркнул Александр ­Лукашенко.

Он отметил, что, как только начался конфликт, буквально целый день звонил Владимиру Зеленскому, уговаривая сесть за стол переговоров, поскольку «любой мир всегда лучше самой хорошей войны». В Беларуси состоялось несколько раундов, но потом… ­Президент напомнил:

— Потом вы со своим заморским патроном запретили (больше Англия и США играли здесь роль, Эммануэль Макрон меньшую роль играл и помалкивал). Вы начали пресекать всякие переговоры Украины и России.

— Простите, но последовательность не была такая. Сначала приехали десятки тысяч российских солдат, которые с территории Беларуси шли на Киев, велись обстрелы ракетами территории Украины, — перебил журналист.

— Если говорить о последовательности (как вы, Антуан, сказали), то должен вам сказать, что вы абсолютно непоследовательны. Вы вырвали из контекста событий это и дали оценку. Не с этого началось, — заметил Глава государства.

Белорусский лидер акцентировал внимание, что именно во Дворце Независимости, где проходит интервью, в 2015 году были подписаны Минские соглашения. И их подписанию предшествовал конфликт 2014‑го, напомнил он:

— Началось с того, что вы в 2014 году совершили государственный переворот в Украине. Вы его поддерживали, вы его финансировали, прежде всего американцы, но вы, как всегда, бежали следом за американцами. 

Это уже доказано: вы свергли тогда действующего президента, еле не убили, он сбежал.

— Это украинский народ хотел сменить президента, — попытался возразить представитель AFP.

­Президент убежден:

— Нет, это вы. Хотел народ или не хотел, до этого бы не дошло. Сейчас доказано, что вы из Грузии привезли снайперов, которые стреляли в силовиков. Там силовики что-то отвечали — не отвечали. Дрогнул президент, сбежал. Бросил своих ребят, сколько людей погибло… Вы были сторонниками этого государственного переворота. Вы привели к власти своих людей. Ну и пошла чехарда.

«Натовцы, американцы хотели этой войны»

Весьма подробно и убедительно ответил Глава государства и на упреки в части ввода российских войск с территории Беларуси в Украину. Он, в частности, напомнил, что в целях обеспечения безопасности Беларусь и Россия в феврале этого года провели совместные учения «Союзная решимость — 2022»:

— В момент проведения учения как раз заваривалась эта каша, когда Россия просила, требовала от вас гарантий безопасности. Вы не дали. Но Россия начала выводить войска. У нас было под 40 тысяч российских войск на учениях. Они половину уже вывели. Что сделали украинцы? Четыре дивизиона на границе с нашей республикой развернули и нацелились для нанесения удара по российским и белорусским объектам, которые были на учениях. Россияне своими средствами с территории Беларуси подавили эти четыре точки. Украинцы это не опровергают, у нас есть факты, снимки… С этого операция началась. И то, что россияне эти 20 тысяч (оставшихся в Беларуси военнослужащих. — Прим. ред.) повернули в Украину, — это их право… Но вы не подумайте, что я оправдываюсь. Я действительно поддерживаю Россию. И не только потому, что у нас союз с Россией и мы юридически обязаны это делать (мы же договор с Россией заключили о создании единой группировки войск на западном направлении, основой которой является белорусская армия. Это наша доктрина). Не только поэтому. А потому, что мы видели причину этой войны. Если бы Россия не опередила вас, натовцев, вы бы организовались и нанесли против нее удар. Так было бы!

Александр ­Лукашенко обратил внимание, что и тогда он просил Зеленского сесть за стол переговоров, договориться, прекратить эту войну:

— Но Байден, Макрон, Меркель — все побежали следом: нет! А этот кучерявый с Великобритании, бывший премьер Джонсон, был мотором всего этого. Он выполнял все указания, ездил туда. Провокацию в Буче делали англичане. Мы это отфиксировали и номера машин передали россиянам. 

Всё после начала операции в феврале подтверждает то, что вы, натовцы, американцы, хотели этой войны. Если бы Путин не начал эту операцию, вы бы ее начали. Он просто вас немного опередил.

«Вы же пляшете под дудку Америки»

Александр ­Лукашенко не скрывает своего возмущения поведением киевского режима, который все эти годы гнобил русских людей на юго-востоке Украины:

— Зачем? Я же поляков сейчас не наказываю за ту политику, которую проводит Польша в отношении нас. Я всегда говорю, у нас есть этнические поляки, но это мои поляки. Они имеют все права, как белорусы. Мы их любим, уважаем и ценим, и они себя ведут достойно. 

Зачем было русский язык запрещать? Зачем было внутри Украины проводить ту политику, которую проводил Порошенко и Зеленский? Они же все время изнутри толкали Украину этим самым к войне. 

Зачем вы оскорбляли власть в России, зачем ­Президента Путина оскорбляли? Вы его не просто демонизировали, вы издевались над ним, разные фейки вбрасывали, домыслы. Это тоже нехороший фон. Может, не причина для операции, но фон нехороший. Вам, натовцам и американцам, нужна была война, и вы делали всё, до мелочей, чтобы эту ситуацию создать.

При этом Глава государства добавил, что по-настоящему Россия там еще не воюет, как сказал Путин:

— Потому что то оружие, которое есть у России, я не говорю даже о ядерном оружии, это оружие страшное. А Россия его не применяла. Я это оружие видел, знаю, я погружен в это. Поэтому там нет еще той войны, которая могла бы быть со стороны России. К примеру, Украина уже несколько раз объявила мобилизацию. Сейчас уже женщин поставили на учет. Старики на учете, готовы призвать их на войну. Россия мобилизацию не объявляла. Она воюет теми регулярными войсками, которые у нее есть, и то контракт­никами.

Александр ­Лукашенко подчеркнул, что в Украине не воюет ни одного белорусского солдата. Однако по указанию Главнокомандующего была надежно прикрыта западная и юго-западная граница Беларуси.

— Чтобы вы, натовские войска, прежде всего поляки, толкаемые американцами, не ударили в спину русским, — пояснил ­Президент. — Я этого допустить не мог, у нас же договор. 

Вы же пляшете под дудку Америки, а меня упрекаете в том, что я поддерживаю Россию. 

Так я один поддерживаю Россию, а вас там пять десятков стран, которые поддерживают Украину. Вы меня упрекаете, что я агрессор. А вы кто? Вы же туда оружие поставляете. Ваших наемников там 20 тысяч, в том числе из Франции. Вы сами настоящие агрессоры. Где вы видите факты нашей агрессии в Украине? Мы там не воюем, оружие не поставляем России, своих солдат туда не завели. А вы? Зачем развернули на границе четыре дивизиона? Зачем?! Зачем вы нацелились против нас? И мы сейчас видим, что по нам нанесли бы эти удары. Вы хотите сказать, что я должен был сидеть и ждать, пока на голову белорусскому народу ракеты начнут падать? Нет. Я поддерживаю Россию в том, что они вас упредили. Если бы военные России проморгали этот момент, они вынуждены были бы встретить массированный удар со стороны войск НАТО. 

Сейчас не Украина воюет, сейчас вы там воюете: ваши наемники и ваше оружие.

По словам Главы государства, участие Беларуси в этой операции сводится к прикрытию границ, чтобы силы НАТО не ударили с тыла по российским войскам:

— Вот наше участие. Да, мы лечили раненых, мы лекарства передавали и передаем и украинцам, и россиянам. Это наше участие в этой операции. Мы людей не убиваем.

Особенность текущего момента

Многие сейчас задаются вопросом, когда и чем закончится военный конфликт в Украине. Господин Ламброскини также не преминул спросить об этом белорусского лидера. Александр ­Лукашенко четко дал понять, что мяч сейчас на стороне Киева и его западных хозяев:

— Это все зависит от Украины. Сейчас особенность момента в том, что эту войну можно закончить на более приемлемых условиях для Украины. Но Украине никто не даст закончить войну.


— Что должна сделать Украина, чтобы закончить эту войну? — поинтересовался журналист.

— Сесть за стол переговоров и согласиться, что они не будут никогда угрожать России и не будут иметь на территории Украины то оружие, которое будет угрожать российской территории. Это главное. А денацификация и прочее — это философия. Главное — безопасность России. 

Никогда российская власть, имея эту мощь и богатства России, не отступится от этого. Дайте гарантии, помогите Киеву. Киев даст эти гарантии, если вы, натовцы и американцы, согласитесь, что с территории Украины никогда не будет угрозы российской территории. Не надо Украине РСЗО, противовоздушная оборона, которая бьет на 200 — 300, 500 километров. Украине надо то, чтобы обеспечить мир у себя. Тогда Россия даст гарантии безопасности Украине.


«Если честно пройдут выборы, нынешние Дуды, Моравецкие будут сметены»

В завершение Антуан Ламброскини поинтересовался у Президента:

— Вы смотрите в будущее с оптимизмом?

— Да, я смотрю с оптимизмом, потому что у меня, как и у вас, есть дети. Я не могу не быть оптимистом. Я хочу, чтобы наши дети жили не так, как мы даже, а жили лучше. Вот основа моего оптимизма.

— Так что, все закончится хорошо? — с некоторым недоверием спросил журналист.

— Если вы этого захотите, закончится хорошо. И для вас даже не­ожиданно быстро. Воспользуйтесь этим моментом. Особенно европейцы. Зачем вы в Европе поставили в такое положение своих людей: французов, немцев и других? Ну зачем? Давайте жить мирно. Однажды я высказал шальную мысль. 

Если бы вы, европейцы, были дружны с белорусами, россиянами, выстроили с нами альянс, он бы был экономически, финансово, технологически, в военном отношении непобедим. Огромные ресурсы, территория на Востоке и высочайшие технологии на Западе. Вот где ваше счастье.  Но вы не можете эту политику проводить, вам не дают. Вот сейчас евро упал до уровня доллара, американцам уже хорошо. Неужели вы этого не видите? Всё видите, всё понимаете, но нет де Голля, даже Ширака, нет Коля, даже Меркель нет. Посмотрите, что творится в Великобритании. В Италии какую-то возню затеяли. Что происходит в восточноевропейских странах — Польше, Литве, Латвии. Там же властям доверяют 15 — 20 процентов. И если честно пройдут выборы, нынешние Дуды, Моравецкие будут сметены. Зачем вы усложняете эту жизнь? Давайте жить дружно. Мы к этому готовы, тем более Россия. России ничего не надо, у нее все есть. Ей надо мир, спокойствие, торговать. Ей надо продать газ, а вам надо купить. Зачем вы блокируете? Покупайте этот газ, платите. Зачем вы санкции вводите? Ну невозможно миллиарду человек (у вас миллиард, который вводит санкции) против 6 — 7 миллиардов ввести санкции. Вы же подтолкнули мир к тому, что он будет другим, и не в вашу пользу.

В связи с этим Глава государства напомнил о недавней встрече в Тегеране лидеров Ирана, России и Турции:

— Вы что думаете, просто так собрались? Нет. А Индия, Китай — они же не поддерживают вас. Им войнушка не нужна. Даже Южной, не говоря о Северной Корее. Даже японцам — им это не надо. Они наелись этих войн, хотят в мире жить. Зачем вы взбудоражили весь мир? Не нужно это делать. Надо остановиться, договориться, закончить эту катавасию, операцию и войну в Украине. Давайте остановимся, а дальше разберемся, как жить. Может, придет время на нашем с вами веку, что люди не будут считаться даже с границами. К этому все шло. Свободно перемещались, границы условностью были. Поэтому давайте остановимся. Не надо идти дальше, дальше пропасть с ядерной войной. Не надо к этому идти.