Кто в Светлогорске помогает детям с особенностями развития

Рождение ребенка – важное событие для каждой семьи. Когда на свет появляется малыш, появляются новые ожидания и надежды. «Вот уже скоро кроха улыбнется, еще чуть-чуть — и поползет, пойдет, заговорит» – так рассуждают родные. К сожалению, случается так, что не всегда оправдываются радостные ожидания. Как правило, в такой ситуации возникают вопросы: что же делать, к кому и куда обращаться? Или подождать, пока малыш подрастет?

С этими вопросами мы обратились к специалистам Светлогорского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

— Если обнаружен хоть малейший риск появления проблем в развитии ребенка, то уж точно не стоит ждать. Здесь должно работать правило «Чем раньше, тем лучше», – отвечает директор центра Инна Слепцова. – Вопросами выявления, сопровождения детей до 3-х лет с нарушениями в развитии и риском развития этих нарушений занимаются различные государственные структуры. В процесс межведомственного взаимодействия вовлечены учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Куда бы ни обратился законный представитель ребенка раннего возраста, он может получить разъяснения, а также оформить свое согласие (несогласие) по вопросам оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи. У нас разработан четкий алгоритм оказания этой помощи детям раннего возраста с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов.

Фото: СПЦ

Если говорить о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, то в кратчайшие сроки после того как поступила информация (из поликлиники или от законного представителя) о ребенке с фактором риска нарушений развития или уже имеющемся нарушении развития, проводится обследование малыша. Важно правильно выбрать и форму помощи: это могут быть индивидуальные или подгрупповые занятия, а может быть и индивидуализированная помощь с психолого-педагогическим сопровождением семьи. Далее подбираются оптимальные педагогические методы коррекции физических и (или) психических нарушений, решаются вопросы оказания социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье, осуществляется консультативная и информационная поддержка, и в обязательном порядке производится оценка эффективности работы. Деятельность многоплановая и масштабная, требующая создания специальных условий и подготовки кадров. 

В команде ранней комплексной помощи – квалифицированные и опытные учитель-дефектолог, педагог-психолог, которые проводят занятия в кабинете ранней комплексной помощи и сенсорной комнате. Инструктор-методист по адаптивной физической культуре занимается с малышами в оснащенном физкультурном зале. При необходимости рекомендации по уходу за малышом дает медицинская сестра.

Как организовано взаимодействие между специалистами при оказании ранней комплексной помощи в ЦКРОиР? К разговору подключается учитель-дефектолог Марина Пшеничная.

— Содержание работы определяется индивидуальной программой ранней комплексной помощи, которая разрабатывается специалистами ЦКРОиР совместно с родителями (законными представителями) на основе результатов психолого-­педагогической диагностики. Основные ориентиры при разработке индивидуальных программ для детей от рождения до 1 года жизни – развитие эмоционального общения со значимым взрослым, всех видов восприятия, основных движений и действий с предметами, доречевых реакций и речи. В работе с детьми от 1 года до 3 лет акцент делается на развитии предметных действий, формировании предпосылок игровой деятельности, развитии общения и речи. Определяется и ведущий специалист, который будет формировать у ребенка определенное умение.

Как организована работа с родителями? На этот вопрос отвечает педагог-психолог Инна Шевченко.

— Рождение ребенка с фактором риска нарушений развития или нарушением психофизического развития – это серьезное испытание для семьи: изменяется прежний уклад жизни, палитра эмоциональных реакций родителей тоже разная – от полной растерянности и бездействия до отрицания имеющихся проблем и обвинения всех окружающих.

Родители обучаются эффективным и доступным приемам взаимодействия с ребенком и способам ухода за ним в процессе занятий. На консультациях обсуждаются индивидуальные особенности малыша, определяются те условия, которые необходимы для его оптимального развития. Снять тревожность, поделиться опытом семейного воспитания возможно в процессе заседаний родительского клуба «Родничок».

Есть ли статистика о результатах оказания ранней комплексной помощи, какова она?

— Как правило, ранняя комплексная помощь в ЦКРОиР оказывается детям, у которых риск нарушений развития очень велик или нарушение уже установлено (60-70% детей раннего возраста, зачисленных в центр, имеют инвалидность), — поясняет Инна Слепцова. – Примерно у 50-60% детей наблюдается положительная динамика, а у 30-40% малышей имеется перспектива исправления нарушения. Это означает, что еще какое-то время в учреждении дошкольного образования, а возможно, и в школе таким детям будет оказываться помощь в разном объеме. А в результате нарушение либо будет исправлено, либо проблемы в развитии будут сведены к минимуму.

Стоит отметить, что оказание ранней комплексной помощи направлено не только на устранение проблем в развитии ребенка, но и на повышение качества жизни всей семьи.

За информацией и поддержкой вы можете обратиться в Светлогорский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по адресу: г.Светлогорск, ул.50 лет Октября, д. 23А, или по тел. 8(02342) 7-55-89.