Президент Беларуси провел расширенное совещание с руководством Совмина

Александр Лукашенко на совещании с руководством Совета Министров раскритиковал чиновников за плохую проработку ряда важных решений, которые были внесены на рассмотрение главы государства.

Вниманию Президента были представлены проекты документов, которые касаются расширения функций центров по обслуживанию бюджетных организаций, финансирования государственных театров, механизма присоединения низкоэффективных сельскохозяйственных организаций к госпредприятиям, поддержки ОАО «МАЗ». По каждому из вопросов Александр Лукашенко высказал жесткую критику, не согласившись с рядом предложенных в проектах документов подходов. Глава государства аргументированно и на конкретных примерах указал ответственным лицам на поверхностный подход при подготовке важных документов, порой недостаточное внимание вопросам рачительного расходования бюджетных средств.

МАЗ

Президент Беларуси согласился оказать дополнительную поддержку ОАО «МАЗ», но поручил четко определить приемлемые для государства финансовые условия.

К главе государства обратились с просьбой реструктуризировать примерно половину задолженности предприятия. При этом Александр Лукашенко сразу обратил внимание на большие объемы дебиторской задолженности — пока еще неполученные средства за ранее поставленную технику. Если вернуть в оборот эти деньги, то и поддержка бы, возможно, не потребовалась.

С другой стороны, нужно четко проработать условия реструктуризации, чтобы сроки возврата средств не были чересчур растянуты. Ведь важно учитывать не только сиюминутные потребности предприятия, но и государственные интересы. А потому график погашения должен быть реальным, но напряженным.

Театры

На совещании Александр Лукашенко потребовал выйти на равнодолевое финансирование театров.

Еще в 2021 году Президент, посещая Национальный академический театр имени Янки Купалы, поручил перевести театры на равнодолевое (бюджет плюс собственные средства) финансирование расходов. То есть сколько труппа заработала своими силами, столько и получит в качестве поддержки из госбюджета. Однако, судя по всему, это поручение пока не выполнено. Более того, на рассмотрение главы государства вынесли проект нового указа, и предлагаемые подходы расходятся с его ранее озвученными требованиями.

По словам председателя КГК Василия Герасимова, предполагается, что государство будет выделять театрам деньги только на постоянные расходы. Все остальное — сколько заработал театр, столько доплатил бюджет.

В сегодняшних условиях, по словам главы государства, иначе нельзя: необходимо учиться зарабатывать деньги и быть экономными. Александр Лукашенко еще раз подчеркнул, что нельзя безоглядно оплачивать театрам все расходы. Подходы к этой теме необходимо ужесточить. Возможно, государство может дополнительно поддержать театры по каким-то вопросам, но наиболее оптимальным вариантом Президент считает равнодолевое финансирование — 50 на 50. А куда уже театры будут направлять эти деньги, это их вопросы.

АПК

Президент отверг предложения об огульном подходе при принятии решений о присоединении низкоэффективных сельскохозяйственных организаций к государственным предприятиям.

Со стороны правительства было озвучено предложение указом Президента ввести очередные меры по работе с проблемными организациями АПК, а именно по присоединению их к государственным предприятиям.

Как пояснил министр сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло, речь преимущественно о 127 сложных сельхозорганизациях, из которых 117 находятся в трех областях — Гомельской (более 50), Могилевской и Минской. По его словам, в проекте указа, вынесенном на обсуждение, предлагалось закрепить условия для тех госпредприятий, которые возьмутся за налаживание работы в низкоэффективных объектах АПК.

Однако глава государства задал резонный вопрос: зачем менять что-либо в существующей системе, когда и сейчас есть механизм для того, чтобы присоединять, говоря по-народному, колхозы, совхозы к предприятиям.

Глава государства указал на то, что министерство и правительство, вынося проект указа на уровень Президента, не досконально проработали вопрос, кого и куда нужно присоединять, а самое главное — нужны ли каждому госпредприятию, которое возьмет шефство над сельхозорганизацией, одинаковые льготы и преференции. Александр Лукашенко категорически отверг такой подход.

По итогам совещания принято решение отказаться от отдельного указа Президента по данному вопросу. Глава государства поручил на уровне местных властей подробно разобраться в положении дел по каждой из проблемных сельхозорганизаций и при необходимости дополнительных решений Президента вносить предложения для подготовки распоряжений главы государства.

Центры по обслуживанию бюджетных организаций

Александр Лукашенко поручил изучить работу центров по обслуживанию бюджетных организаций.

На рассмотрение главы государства был вынесен проект указа по расширению функций центров по обслуживанию бюджетных организаций. Правительство предлагает «догрузить» центры дополнительно работой: увеличить количество и расширить перечень обслуживаемых бюджетных организаций, дать центрам возможность представлять интересы организаций в судах, выступать заказчиками при строительстве.

Однако перед тем, как заслушать подробный доклад о нововведениях, одобрить или же отклонить их, Александр Лукашенко поинтересовался предысторией вопроса. Президент уточнил, как налажена работа этих учреждений и насколько в целом оказалось верным решение о создании подобных структур.

Как рассказал министр финансов Юрий Селиверстов, ранее хозгруппы и бухгалтерские службы были в каждом госучреждении. Однако по разным причинам обязанности, которые они выполняли, решили передать на аутсорс. Чтобы эта работа была централизована, в 2020 году в Беларуси создали специальные центры по обслуживанию бюджетных организаций, они и стали заниматься их бухгалтерией, снабжением, техобслуживанием и другими вопросами. Сегодня при исполкомах в стране работает 181 такой центр, они обслуживают более 9 тыс. организаций, доложил министр.

«Сегодня нам не требуется в каждой школе иметь бухгалтера, специалиста по закупкам, юриста, без которого хозяйственную деятельность осуществлять нельзя. Теперь эти люди находятся в центре и могут осуществлять эти функции для различного количества организаций», — пояснил Юрий Селиверстов.

Заслушав докладчиков, Президент усомнился, что принятые ранее меры принесли ожидаемый эффект. Кроме того, у главы государства возникли вопросы к юридической стороне вопроса: центры вроде бы существуют при исполкомах, но выведены из их структуры, и до конца не ясно, кому они подчиняются.

Президент подчеркнул, что эти центры должны находиться в непосредственном подчинении председателя исполкома и не дублировать функции других структур, например, управлений по капитальному строительству, которые также находятся в подчинении местных органов власти.

Александр Лукашенко поручил Комитету государственного контроля изучить на местах работу центров по обслуживанию бюджетных организаций, промониторить, насколько эффективна их деятельность. Администрации Президента поручено проработать документ с юридической точки зрения и максимально подробно прописать все положения, чтобы в будущем не возникало вопросов, кто за что отвечает и кому подчиняется.

По материалам Белта