О своей работе рассказывает помощник мастера участка цеха нетканых материалов Завода искусственного волокна ОАО «СветлогорскХимволокно»

Рабочий день у помощника мастера участка цеха нетканых материалов Завода искусственного волокна ОАО «СветлогорскХимволокно» Александра Устименко начинается с обхода оборудования. На двух холодильных станциях он контролирует вход горячей и выход холодной воды. Особое внимание – станции приготовления оборотной воды. На участке – замкнутый цикл оборотного водоснабжения. Воду здесь используют очень экономно: для охлаждения двигателей и для нанесения аддитивов.

Когда Александр Устименко 30 лет назад работал на еще старой установке по производству спанбонда, использовалась обычная речная вода. Оборудование буквально забивало песком, оно выходило из строя, его приходилось регулярно ремонтировать. Сегодня, благодаря тому, что вода проходит несколько этапов очистки и из нее удаляются механические частицы, различные примеси и органические вещества, установка по выпуску «АкваСпана» и «СпанБела» работает уже 15 лет без проблем.

Обязательно нужно проверить работу оборудования компрессорной станции. Кроме холодильных установок и станции приготовления воды, в структуру участка нетканых материалов входит и собственная компрессорная – объект обслуживания Устименко.

После обхода он идет на установку. Читает сменный журнал. Его интересует, как отработала установка, были ли остановы? Просматривает работу за сутки, беседует с персоналом смены: что тревожит, какие замечания? Потому что два дня назад, когда приступил к работе, установка стояла в нерабочем состоянии – были проблемы с намоточным устройством. Устименко вызвал службу КИПиА, вместе разобрались в неполадке, поменяли датчики. Электрики провели регламентные работы по двигателю, киповцы сделали свою работу. Запустили установку.

В принципе, остановы нужны обязательно – для чистки оборудования, ведь здесь текстильное производство. Хочешь или нет, но пыль летит, оседает на оборудовании, и его обязательно нужно чистить. Остановы дают возможность что-то подремонтировать, заменить подшипники. Главное – обнаружить неполадку на начальной стадии, тогда ее легко исправить с малыми затратами. Когда же «съедено» посадочное место подшипника или его «провернуло», или двигатель сгорел, ремонт будет дорогостоящим.

Александр Устименко работает в дневную смену, но связь поддерживает со всеми сменными помощниками мастера. Они делятся между собой информацией, ведь одному сложно за всем уследить. Например, недавно пошли полосы на полотне. Кто-то обратил внимание на одну нехарактерную деталь, кто-то – на другую. После того, как обсудили проблему, сложилась общая картина: проблема в обдувочных сетках, которые участвуют в формировании полотна – происходит утечка холодного воздуха, который используется для охлаждения. Это и отразилось на качестве.

– Бывает, кажется, нашли причину неполадки, – говорит Александр Васильевич. – Все заменили, все сделали. А проблема не исчезает. Такая ситуация происходит в 80% случаев. Тогда продолжаем искать. Причин неполадок может быть очень много, все они сложные, нестандартные. А на некоторые можешь даже и не обратить внимание. Было такое, что поставили болты гайкой вниз. Искали причину до тех пор, пока не сняли сетку и не увидели, что болты стоят не так. Вроде, все просто, но на деле – все очень сложно.

Установка должна выпускать продукцию, а Александр Васильевич должен обеспечить бесперебойную работу оборудования. «АкваСпан» и «Спанбонд», которые производятся на участке нетканых материалов, используются в производстве строительных материалов, мебельной, текстильной и швейной промышленности, упаковке, автомобилестроении, для фильтрации в фильтровальных системах. Размеры и объем выпускаемой продукции зависят от потребителя. После установки резательной машины прямо со станка выпускается продукция, которую требует потребитель по метражу, ширине, с нанесением или без – все зависит от карты заказов. За смену на участке могут выпустить 10-12 т продукции. Здесь же ее режут и упаковывают. На участке функционирует перемоточная машина, которая позволяет упаковывать мелкие заказы меньше 80 кг.

Александр Устименко пришел на работу в тогда еще ПО «Химволокно» в возрасте 25 лет. Начинал работу на литейных машинах на Заводе полиэфирной текстильной нити. Когда перешел на линию по выпуску «Спанбонда», то здесь даже доплачивали за сложность. Опыта работы не было ни у кого. Когда запустили первую установку, управлять ею учили чешские специалисты.

– А потом учились друг у друга, помогали, – вспоминает Александр Васильевич. – Пришлось много сидеть над изучением документации. Жена даже шутила, что нас, наверное, готовят к отправке в космос, раз такие схемы изучаем. Если бы она знала, сколько пришлось читать на работе…

А без этого сейчас нельзя. Сегодня, если ты не учишься, толку не будет: каждый день сталкиваешься с чем-то новым. Наша дотошность в изучении технической документации привела к тому, что даже старая установка RECOFIL-1 у нас содержится в идеальном состоянии. Это подтвердили приезжавшие немецкие специалисты. Ее работу остановили не потому что она вышла из строя, а потому что она устарела.

Помощник мастера участка цеха нетканых материалов Завода искусственного волокна ОАО «СветлогорскХимволокно» Александр Устименко неоднократно награждался Почетными грамотами предприятия, занесен на Доску почета ОАО «СветлогорскХимволокно», имеет почетное звание «Заслуженный работник» предприятия, награжден медалью «За трудовое отличие», которую ему вручил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. Таков он – настоящий профессионал.

Фото: Дмитрий Хомицевич, «СН»