На мемориальном комплексе «Озаричи» прошел митинг-реквием

Сегодня на мемориальном комплексе «Озаричи» проходит митинг-реквием, приуроченный к 80-й годовщине освобождения узников Озаричского лагеря смерти. В нем принимают участие руководство страны и Гомельской области, представители общественных, ветеранских и молодежных организаций, делегации регионов Гомельщины, в том числе Светлогорского района.

Фото: Андрей Силивончик, «СН»

Еще в древности кто-то выразился, что «смерть уравнивает всех». Не знаю, может где-то в небесной канцелярии эта мысль имеет силу, а вот здесь, на земле судьба человека от первого вздоха до последнего важна, бесценна и служит поводом либо для гордости, либо наоборот, стыда и позора. Одно и то же поле боя, как мы знаем по многочисленным войнам на нашей земле, самой кровавой из которых стала Великая Отечественная война, сделала одних – доблестными воинами-освободителями, защитниками, героями, других – фашистами, бандитами и предателями. Даже смерть не изменила нашего отношения к ним. Героям мы воздаем почести. Врагам – вечное забвение и презрение.

Самое ужасное в войнах, что в них страдают и гибнут не только военные. От ее черного крыла не защищены и ни в чем не повинные мирные жители – старики, женщины, дети. Их смерть, жестокая, бессмысленная и бесчеловечная, возводит безвинные жертвы войны в мученики, которые для нас даже спустя десятилетия служат примером стойкости и мужества, верности своим идеалам и традициям и непокорности воле поработителей.

Лагерь смерти «Озаричи» – это один из самых трагичных эпизодов в нашей истории. Здесь по воле фашистского зверя весной на верную погибель было брошено 50 тысяч человек, половина из которых так и осталась лежать в промерзлых озаричских болотах. По сохранившимся документам, составленным с пресловутой немецкой дотошностью, значится, что лагерь «начал функционировать» (если можно так выразиться) 12 марта 1944 года, а уже 19 марта его освободили красноармейцы. «Семь дней» – столько, считается, просуществовал лагерь смерти. И кому-то это покажется немного. «Семь дней» – произносят некоторые, кто так старается умалить значение гиблого места, обеляя фашистскую нечисть. «Семь дней ада, – говорим мы. – Это кульминация зверств фашизма на озаричских болотах». А для узников концлагеря ад начался намного раньше, когда стариков, женщин и детей выгнали из родных хат и по раскисшим от снега и людских слез дорогам повели за колючую проволоку «Озаричей». Когда в Орловской, Брянской, Смоленской и других губерниях России и крупных городах Беларуси изможденных людей загоняли, как скот, в товарные вагоны и везли на запад, в «Озаричи», чтобы превратить безвинных мирных жителей в страшное биологическое оружие против Красной Армии. Сколько из этих обреченных людей умерло от холода, голода, изнеможения, сколько их было расстреляно фашистскими нелюдями или задохнулось в переполненных вагонах по пути к месту неминуемой смерти? Это тоже жертвы «Озаричей», хотя, наверное, дотошный германский офицер вряд ли внес их в кровавую статистику лагеря.

Сегодня на месте бывшего концентрационного лагеря «Озаричи» находится величественный траурный мемориальный комплекс. Он стал реквиемом из гранита по душам загубленных здесь людей, молчаливым гимном выжившим узникам и торжественным маршем красноармейцам-освободителям и военным медикам, ценою жизни избавивших десятки тысяч человек от неминуемой гибели. Это место служит материальным воплощением памяти нашего народа, которое, как Хатынь, Ола, Красный Берег, Тростенец и другие скорбные мемориалы дополняют страницы белорусской национальной исторической памяти. А она, в свою очередь, помогает нам осознать всю ценность мира, который установился на белорусской земле, чтобы в настоящем и будущем избежать страданий и жертв нашего миролюбивого народа.

Фото: Андрей Силивончик, «СН»