В 2021 году в Светлогорский РОВД поступило 565 сообщений о бытовых конфликтах

В Светлогорском районе с 2013 года работает «кризисная комната» – место, где люди могут переждать тяжелые обстоятельства своей жизни. Домашнее насилие не единственная причина, по которой сюда обращаются. Главное условие – вам объективно некуда пойти: поругались с родными, случился пожар или потоп.

Как рассказала директор Светлогорского территориального центра социального обслуживания населения Лариса Василихина, в прошлом году таким видом помощи воспользовалось 2 человека. Кстати, оба пенсионного возраста.

– Пенсионерка 1947 г.р. подвергалась постоянным издевательствам и унижениям со стороны сына. С агрессором проведена профилактическая работа, ситуация взята на контроль сотрудниками внутренних дел. Женщина вернулась в семью. Оказана помощь и мужчине 1937 г.р, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Мы предложили ему оформиться в отделение круглосуточного пребывания для престарелых граждан. А пока шла процедура, мужчина жил в «кризисной комнате».

Но не только пожилые люди воспользовались услугами «кризисной комнаты». В 2020 году некоторое время в помещении проживал и молодой человек 2001 г.р. из числа детей-сирот, пока решался вопрос с социальным жильем. Парень прибыл в район по распределению к первому рабочему месту.

В помещении «кризисной комнаты» круглосуточно дежурит сотрудник центра территориального обслуживания населения. Помимо места для ночлега (выдается постельное белье, полотенца), здесь есть оборудованная кухня, ванная, все удобства. Продукты и лекарства «гость» покупает сам. Готовит и убирает тоже. По сути, это такой вариант бесплатного общежития для тех, кому временно некуда идти – находиться здесь можно до 30 дней, но в среднем дольше 4-5-ти мало кто задерживается.

Что важно: постояльцам «кризисной комнаты» оказывает помощь не только психолог, но и юрист, который, например, может проконсультировать по вопросам имеющихся прав или раздела имущества.

За 2021 год в РОВД поступило 565 сообщений о семейно-бытовых конфликтах, из них решение о прекращении проверки принято только в 36-ти случаях. По всем остальным фактам составлены протоколы об административных правонарушениях. В 51-м случае административный процесс был начат по ходатайству прокуратуры района. Также в сфере семейно-бытовых отношений совершено 15 преступлений, что на 2 больше, чем в 2020 году. Но за направлением в «кризисную комнату» никто не обращался.

Что же получается? Жертвы все-таки есть, а вот за помощью они почему-то не спешат. Возможно, кого-то смущает тот факт, что при заселении в кризисную комнату нужно предъявлять документы. Но есть и другая причина: слишком мы жалостливы к своим обидчикам. Быстро отходим, все прощаем, даже то, что простить нельзя. Стерпится — слюбится, бьет — значит любит, милые дерутся — только тешатся, хочешь жить душа в душу — тряси жену, как грушу… Все эти присказки — наше «богатство», трепетно передаваемое из поколения в поколение. От рукоприкладства или оскорблений многие страдают не в первый раз, унижение длится годами. В редких случаях решаются выразить протест и уйти из дома. Однако потом, как правило, возвращаются к своему истязателю, мирятся. Задаем вопрос начальнику отдела профилактики правонарушений и преступлений Светлогорского РОВД Евгению Беспалько.

– Евгений Григорьевич, какая еще ведется работа с жертвами семейно-бытовых конфликтов?

– Есть такая мера, как информированное согласие, когда сотрудники милиции, выезжавшие на семейно-бытовой конфликт, передают данные пострадавшей стороны в территориальный центр. С ними связываются психологи и, проведя разовую консультацию, предлагают долгосрочную психологическую помощь. За 2021 год по информации РОВД в адрес центра направлено 380 информированных согласий по фактам насилия в семьях. Посредством телефонной связи всем оказана психологическая поддержка.

– Можно ли найти управу на домашнего агрессора?

– Если агрессор привлекается к административной ответственности впервые, то ему выносят официальное предупреждение, если повторно в течение года — ставят на профилактический учет. Выносится защитное предписание сроком от 3 до 30 суток, которое запрещает выяснять, где находится жертва, и общаться с ней. Защитное предписание с письменного согласия потерпевшей стороны также обязывает агрессора временно покинуть общее с пострадавшей жилье и запрещает распоряжаться общей собственностью. С состоящими на учете агрессорами правоохранители ежемесячно проводят профилактические беседы, оценивают степень риска, опросив потерпевшую сторону. Когда риск высокий, составляют план безопасности: разъясняют жертве, как действовать и незаметно от агрессора оповестить родственников. Если от пострадавшего есть заявление, милиция направляет на освидетельствование и проведение экспертизы. Однако далеко не все готовы писать заявление, объясняя это боязнью реакции агрессора или тем, что штраф придется платить из семейного бюджета. Если потерпевшая сторона не хочет заявлять на агрессора, но правоохранители видят явную угрозу здоровья и жизни жертвы, они вправе отправить ходатайство о начале административного процесса без заявления потерпевших. 

Немаловажной является и такая мера, как ограничение в дееспособности лиц, ставящих в опасное положение членов семьи. За 2021 год в прокуратуру района направлено
5 таких материалов, в 2020 году – 3.

Что касается других профилактических мер, то в работе по противодействию правонарушениям и преступлениям, совершаемым в сфере семейно-бытовых отношений, взаимодействуют РОВД, ЦРБ, отделы райисполкома и другие субъекты профилактики.

Наряду с государственными органами активно привлекаются общественные формирования – комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом, комиссии по содействию семье и школе предприятий района, советы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пункты охраны общественного правопорядка.

Светлогорская ЦРБ в рамках межведомственного сотрудничества обо всех травмах, носящих «криминальный характер», незамедлительно сообщает в отдел внутренних дел. В 2021 году направлено 210 таких сообщений, в 2020 году – 298.

Большое внимание профилактической и информационно-просветительской работе уделяется Светлогорским территориальным центром социального обслуживания населения. Ведется активная работа по организации клубной деятельности для укрепления семьи, формирования культуры брачно-семейных отношений и профилактики правонарушений, совершенных на семейно-бытовой почве. Проводятся информационные заседания с привлечением специалистов правоохранительных органов, здравоохранения, районного отдела по чрезвычайным ситуациям и т.д.

По решениям комиссии по делам несовершеннолетних и координационного совета специалистами центра социального обслуживания населения ведется работа по решению вопросов конфликтных межличностных отношений родителей, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей. В течение 2021 года 50 человек находилось на контроле, посещали профилактические мероприятия, консультации психолога, участвовали в диагностических и коррекционных мероприятиях. Если сравнить с 2020 годом, подконтрольная группа была в 2 раза меньше.

– Евгений Григорьевич, если есть место, где предлагают помощь, почему так мало женщин обращаются за ней?

– Потому что чаще всего бегут к родственникам, друзьям, прячутся у соседей. Выносить это дальше своего круга общения никто не хочет. Есть такие, которые вообще ни с кем не делятся. Считают, что это их крест и они обязаны терпеть ради детей, ради совместного имущества, ради дохода.

– Ставят ли семью каждой обратившейся на учет как находящуюся в социально опасном положении?

– Здесь все индивидуально. Если в семье есть дети, то, понятно, что соответствующие службы проверят условия их проживания, и, если по этому поводу возникнут
вопросы, тогда могут поставить.

– Так куда звонить, куда бежать?

– В Светлогорском районе круглосуточно работает «кризисная комната». Ее телефоны: 8 (802342) 7-33-28 круглосуточно, 8 (02342) 2-86-83 понедельник – пятница с 8.00 до 17.30. Также на базе социально-педагогического центра ежедневно работает «телефон доверия»: 3-86-35 (с 8.30-17.30); круглосуточный (29) 925 45 75. Ну, и конечно, 102.