Министр обороны: наша главная задача — не допустить агрессии и войны в Беларуси

О том, что и почему происходит сейчас у наших рубежей, какова в целом военно-политическая обстановка и какие выводы мы сделали, — в интервью министра обороны генерал-лейтенанта Виктора Хренина.

— Эти встречи, когда руководители силовых ведомств рассказывали людям о военно-политической обстановке в стране и у наших границ, очень важны. Особенно для жителей приграничья. Что интересует граждан, какие вопросы они вам задавали?

— Белорусов в первую очередь интересует безопасность, а значит, стабильность и понимание того, как жить дальше. Спрашивали, что для этого делается и все ли сделано, как вести себя в той или иной ситуации… Вопросов было много, и мы на них честно и открыто ответили.

— Ну и люди же отлично видят, что у западных границ — военная техника, наращивание военных сил, видят провокации южной соседки.

— Белорусы — народ умный, они видят, что к чему. Сопоставляют факты, анализируют и делают выводы. Поэтому важно вооружить людей достоверной, оперативной информацией о складывающейся военно-политической ситуации, вооружить конкретными фактами, цифрами. Рассказать о том, что происходит у наших границ и какие меры предпринимаются силовым блоком страны.

— Президент не раз говорил: «Мы — миролюбивое государство. Мы не хотим воевать, но готовы защищать свою Родину». Вопрос: все ли мы сделали в этом направлении, достаточно ли принятых мер для обеспечения безопасности?

— Вооруженные Силы — это не инструмент ведения войны, а инструмент ее недопущения. И мы, люди в погонах, готовы сделать все, чтобы сохранить мир и безопасность на белорусской земле.

Нас опять пытаются обвинить в сотрудничестве с Россией. И это при том, что наши страны связывает многовековая история, дружба, а зачастую и семейное родство.

Сегодня ни одно государство не может в одиночку обеспечить безопасность. Посмотрите на наших северо-западных соседей, которые размещают у себя военные базы, американские и натовские воинские формирования как на постоянной, так и на ротационной основе, совершенствуют военную инфраструктуру и так далее.

Да, прежде всего мы рассчитываем на себя. Однако мы понимаем, что, если понадобится помощь, у нас есть надежный союзник. Поэтому продолжим принимать совместные меры для предотвращения военных угроз Союзному государству.

— Запад давно уже не скрывает свои приготовления к ведению военных действий. Как это выглядит сейчас?

— Обстановка вокруг Беларуси остается непростой. Продолжается беспрецедентное наращивание присутствия американских и натовских воинских формирований в Восточно-Европейском регионе, в том числе на территории сопредельных с нашей страной государств под псевдолозунгом защиты от «угрозы с Востока». Уже сейчас в Европе постоянно находятся более 60 тысяч военнослужащих США, а также около 36 тысяч в рамках проводимых операций в Восточной Европе, из которых более 22 тысяч сконцентрированы в Польше и странах Балтии. Помимо сухопутной группировки, в еврозоне создана авиационная, которая уже сейчас насчитывает свыше 2200 боевых самолетов (в том числе в сопредельных странах около 140).

Сопредельные государства основные усилия сосредоточили на повышении оборонных расходов, увеличении численности национальных вооруженных сил, интенсификации поставок в войска современных ударных вооружений, совершенствовании военной инфраструктуры.

Постоянно расширяются масштабы и повышается интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки на территории сопредельных с Беларусью стран с одновременным увеличением количества привлекаемых сил и средств.

Анализ показал, что Запад отрабатывает вопросы наступательного характера и Беларусь с Россией уже напрямую рассматриваются в качестве противника.

Ведется разведка. Отмечается высокая интенсивность полетов разведывательной авиации США и их союзников, в том числе у границ Беларуси, с задействованием всего имеющегося арсенала — от стратегических разведчиков до самолетов тактической авиации и беспилотных летательных аппаратов.

Если обобщить эти факты, рассматривая комплекс мероприятий США и НАТО военного характера по сдерживанию так называемой угрозы с Востока, то можно констатировать: идет подготовка к ведению военных действий на восточном направлении. Мы это видим и делаем соответствующие выводы. «Цветная революция» в Беларуси не удалась, но вопрос с повестки не снят, и лицемерная борьба против нас и России продолжается.

— Спровоцированный Западом конфликт в Украине несет угрозу безопасности нашего государства. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию на этом направлении и какие выводы мы сделали из российской спецоперации?

— Конфликт вблизи наших южных границ не может не отразиться на военной безопасности страны. Он является очагом напряженности во всем регионе и представляет собой внешнее проявление глобального противостояния между Западом и Востоком.

Анализ хода спецоперации в Украине показывает прямую заинтересованность стран Запада: во-первых, в затягивании военного конфликта с целью ослабления России, во-вторых, в готовности воевать руками украинцев вплоть до «последнего солдата».

Это подтверждается беспрецедентной поддержкой США и коллективным Западом Украины практически во всех сферах, непрекращающимися финансовыми вливаниями, накачиванием украинской армии современными образцами вооружения и техники.

Также страны Запада обновляют вооружение через утилизацию устаревших образцов, поставляемых в рамках оказания военно-технической помощи, а также используют территорию Украины в качестве испытательного полигона.

Привлечение Украиной дополнительных сил для несения службы на границе, задействование подразделений национальных вооруженных сил, формирований территориальных войск вблизи рубежей нашего государства создают риски провокаций, способных перерасти в приграничные вооруженные инциденты.

С учетом этих факторов Министерством обороны уточнены отдельные вопросы строительства и развития Вооруженных Сил, содержания их подготовки. Совместно с российскими коллегами реализуется комплекс мер по обеспечению военной безопасности Союзного государства.

— Какие задачи сейчас стоят перед региональной группировкой войск?

— Мы уже провели различные учения, в том числе с боевой стрельбой и пусками зенитных управляемых ракет, а также тактико-специальные занятия с отработкой вопросов инженерного оборудования районов и рубежей, организации связи, охранения и так далее. Отрабатывались разные варианты противодействия возможным вызовам и угрозам, а также различные подходы в применении региональной группировки войск. Она может быть развернута как поэтапно, так и сразу целиком. Сейчас мы действуем поэтапно. Это адекватная реакция на действия НАТО в регионе и демонстрация нашей решимости защищать свою землю, Союзное государство. Сами же задачи региональной группировки не менялись. Как и прежде, они носят оборонительный характер.

Безусловно, мы анализируем опыт соседей по проведению мобилизационных мероприятий. В первую очередь это вопросы, связанные с воинским учетом граждан, состоящих в запасе, в том числе определением количественного и качественного состава имеющихся ресурсов. Это нужно для понимания ситуации и рационального подхода в обеспечении обороны и военной безопасности.

Мобилизационные сборы мы проводим уже сколько лет подряд. Мобилизация для нашей республики очень важна, хотя бы с той точки зрения, что мы ведь не содержим армию в тех масштабах, которые нужны для отражения агрессии. Экономика страны не выдержит. Поэтому мы определились с той численностью, которая оптимальна с учетом мобилизационного ресурса, подготовки населения.

— Какие задачи выполняют территориальные войска? И на какой стадии сейчас находится формирование народного ополчения?

— Войска территориальной обороны нашего государства — высокоорганизованный и обученный организм, оснащенный вооружением и подготовленным личным составом. В зависимости от складывающейся обстановки они способны решать широкий спектр задач — от охраны и обороны объектов гражданской инфраструктуры и выполнения мероприятий по обеспечению военного положения до участия в мероприятиях по усилению охраны участков государственной границы.

Что касается второго вопроса: сейчас совместно с заинтересованными госорганами проводится работа по определению правовых основ народного ополчения, порядка его комплектования и подготовки. Формироваться отряды будут в военное время из граждан, в добровольном порядке изъявивших желание служить в ополчении. Это могут быть не только граждане, подлежащие призыву на военную службу по мобилизации, но и не состоящие на воинском учете.


— Характеризуя военную политику Беларуси, вы сказали, что целесообразно не бряцать оружием, а сесть за стол переговоров. С кем мы готовы говорить и остались ли на Западе те, кто на это способен?

— Над репутацией миролюбивого и договороспособного государства Беларусь работала с первых дней своей независимости. Мы всегда проводили многовекторную и прозрачную внешнюю политику, придерживались основополагающих принципов международного права.

Необходимость сесть за стол переговоров в условиях эскалации военно-политической ситуации в Европе очевидна. Переговоры в любом случае начнутся, это закономерный итог любого конфликта. Однако каждый день промедления стоит человеческих жизней, не говоря уже о разрушении инфраструктуры, росте ненависти между целыми народами.

Негативные тенденции в двусторонних и многосторонних отношениях с отдельными государствами нарастали на протяжении ряда лет, достигнув кульминации в последнее время. Несмотря на то что нормой для западных и украинских политиков стали крайне некорректные формулировки в отношении высшего политического и военного руководства Беларуси, а также нашей страны в целом, готовность к диалогу по военной линии мы сохраняем и сегодня.

Белорусский народ в отличие от многих других хорошо помнит, что значит жить в условиях войны и восстанавливать страну из руин после ее окончания. Поэтому в очередной раз могу повторить: мы готовы к переговорам и надеемся, что они начнутся как можно скорее.