Педагог дополнительного образования рассказывает о работе с детьми

Побывали на занятиях педагога дополнительного образования Паричского РЦТДМ, где ребята учатся мечтать, творить и воплощать свои смелые идеи

«Он один такой», «Педагог увлеченный и увлекающий», – так говорят коллеги о выпускнике Белорусского государственного университета культуры и искусств, художнике-педагоге высшей категории Анатолии Туровце. Несмотря на то, что в детстве он мечтал стать водолазом и художником, все же остановился на профессии, позволяющей воспитывать творческую личность, развивать нравственного и всесторонне развитого человека.

Жизненные обстоятельства складывались так, что Анатолий Дмитриевич проработал в разных сферах: от работника театра, учителя в школе до сотрудника металлургического завода, а после и ОАО «СветлогорскХимволокно». Правда, как он сам признается, по-настоящему смог себя почувствовать на своем месте только педагогом дополнительного образования и руководителем студии изобразительного и декоративного творчества «Сузор’е» Паричского районного центра творчества детей и молодежи.

– Расскажите, чем знаменита образцовая студия «Сузор’е», ведь в настоящей мастерской ежегодно загораются новые звезды.

– Почти 30 лет работаю в Паричском РЦТДМ и вижу в этом необходимость: каждый год приходят дети, которые хотят получать новые знания – и это прекрасно! – говорит Анатолий Туровец. – Образцовая студия «Сузор’е» создавалась в 1994 году, творческое объединение единомышленников ребятам пришлось по душе. Дети посещают студию с младшего возраста и до окончания средней школы. На протяжении всех лет работы студии ее деятельность во многом строилась на изучении, осмыслении и творческом развитии местных художественно-декоративных традиций. Для городского поселка — это в первую очередь вышивка и керамика. Местные традиции вышивальщиц богаты: есть давние упоминания, что в Паричах работал филиал Бобруйской фабрики, где вышивали галстуки, скатерти, полотенца и отправляли в Бельгию, Финляндию, Австрию. Второе направление – керамика: изготавливали посуду, но основной профиль был «заточен» на изразцы. Известно, что при археологических раскопках в поселке их находили, они были фантастическими и необычными: изображения на керамических плитках похожи на пегасов, львов с птичьими когтями… Аналогов работам паричских мастеров нет, говорят, что похожие изразцы находили при археологических раскопках в Германии. Сегодня традиции потомков народных мастеров находят свое продолжение в современных работах наших воспитанников. Дети с большой охотой делают посуду, изразцы, изготавливают различные керамические фигуры. Кстати, многие творческие инициативы отмечены на профессиональном уровне, воспитанники становятся лауреатами и призерами различных конкурсов и выставок.

– После окончания школы ваши выпускники выбирают творческие направления?

– Более 40 выпускников студии поступили в высшие и средние профильные учебные заведения. Среди них есть и скульпторы, веб-дизайнеры, модельеры одежды, визажисты, дизайнеры мебели, архитекторы. Если подсчитать процент поступления наших учеников в профильные вузы и ссузы, то более 80% успешно сдают испытания.

Конечно, не для всех полученные знания становятся опорой в будущей профессии, для кого-то творчество все же останется хобби, которое отвлекает от проблем. Часто говорю ребятам, что не считаю, что изобразительное творчество – самое важное в жизни. Можно стать специалистом в любой другой сфере, но знания, которые получают ребята в студии, помогают делать жизнь лучше, воспитывается чувство стиля и вкуса. Например, моя жена – медик, но прежде, чем стать специалистом в сфере здравоохранения, она закончила художественный колледж. На работе – лечит людей, а в свободное время пишет картины.

– Как появилась идея создать уникальный музей, посвященный краснокнижной особи?

– Давно была мысль подготовить площадку для детского творчества. И хотелось сделать что-то интересное, с изюминкой. Ведь существует музей чертей в Каунасе, музей мыши в городе Мышкин, есть музей воды в Киеве, в Ярославле – музей медведей, так почему бы музею черепах не быть в Паричах? Эти существа из Красной книги водятся не везде, но их можно встретить в нашей местности. К слову, подобные одноименные музеи находятся в Сингапуре и в США в небольшом городке Ки-Уэсте. Мы решили пойти по творческому пути и представить как образ водного существа, так и персонажа забавных детских историй. Сначала музей насчитывал 30 экспонатов, сейчас их более тысячи. Коллекция рисунков, гипсовых, янтарных, вязаных черепах постоянно пополняется. Со временем появилась идея – провести конкурс творческих работ. Позже областной конкурс «Изумрудная черепаха» приобрел статус международного: в нем участвовали присланные работы из России, Польши, Казахстана, Китая, Германии, Болгарии. В этом году в конкурсе приняло участие около 780 человек. Творческое соревнование проводится ежегодно с 2013 года, и на протяжении вот уже 9-ти лет не перестаю задумываться и удивляться: почему людям это интересно? Вдобавок ко всему, музей несет экологический посыл, ведь исчезающий вид болотных черепах занесен в Красную книгу, их нельзя ловить, а в домашних условиях они недолго живут. Поэтому рептилий часто привозят в Паричи даже из России, чтобы выпустить их в нашей местности. А еще музей попал на карту экскурсионного маршрута жителей Мозыря, Бобруйска, Жлобина и других городов.

– Для воспитанников народной студии «Сузор’е» стало доброй традицией каждое лето колесить по Беларуси. Где уже удалось побывать в рамках работы выездных творческих мастерских «Краявiд»?

– Любым творческим личностям нужно приобщаться к мастерству других. К сожалению, Лувр и Третьяковская галерея находятся далековато, но зато в Беларуси есть не менее интересные и познавательные выставочные площадки и музеи. За 15 лет удалось побывать в Полоцке, Несвиже, Гомеле, Турове, Мире, Минске, Гродно, Витебске и других городах. Знакомясь с архитектурой городов, живописной природой, музеями и художественными галереями, историческими и культурными достопримечательностями, дети делают зарисовки на бумаге. Так они приобщаются к истории и культуре родного края. Также за время поездок удалось познакомиться с местными мастерами и художниками, для кого творческая профессия стала делом жизни и источником дохода. Например, в Мозыре и Минске были в гостях у театральных художников, где пристально рассмотрели, из чего изготавливаются мантия короля, рыцарские доспехи и как они потрясающе смотрятся со сцены. Понаблюдали за работой не только художника-бутафора, но и художника-декоратора. В Национальном академическом Большом театре оперы и балета воспитанники были немного шокированы объемами работ художников-декораторов: особенно впечатлил будущий задник сцены – холст  размером со школьный спортзал. Да и рисуют специалисты не кистями, а швабрами, будущую картину рассматривают с высоты, поднимаясь по лестнице. А вот в Мозырском драматическом театре им.И.Мележа увидели, как работают костюмеры, в Могилеве – реставраторы. Посетили живописные, скульптурные и керамические мастерские в других городах. Воспитанники убедились, что творчество бывает разным: грубым, грязным, миниатюрным, кропотливым, ярким. У каждого города – свое лицо, свой характер, свои особенности и секреты, и в этом разнообразии – вся красота родной страны. Считаю, что важно любить культуру, историю своей родины и помочь подрастающему поколению понять, почувствовать величие и могущество родного края.

Анатолий Туровец – настоящий мастер своего дела, который уверен, что «здорово работать, когда дети жаждут получать новые знания и навыки, а ты делишься с ними тем, что знаешь». И тогда результат  работы радует и педагога, и его воспитанников.

Фото: Елена Касьян-Павленкова, «СН»