Недавно стало известно, что Верховный Суд Республики Беларусь вынес приговор Владимиру Катрюку за геноцид белорусского народа. Для нас эта личность (человеком назвать трудно) имеет особое значение. Это именно он причастен к карательным операциям в годы Великой Отечественной войны, в результате которых были сожжены десятки деревень вместе с мирными жителями. Среди них – Хатынь.
Катрюк стал одним из тысяч подлых примеров, как 4 года войны могут сделать из человека зверя. Жил же он среди людей 20 лет, пока не началась война. Да и по окончании ее, сбежав в Канаду, он тоже вел внешне благообразный образ жизни, пчелками, медом занимался. И умер в глубокой старости вполне себе обеспеченным человеком. Но в эти 4 года Катрюк явил наружу свое черное нутро безжалостного убийцы.
Катрюк пошел в полицаи добровольно. Это первый факт, который характеризует человека, ясно дает понять, что творилось в голове у молодого, казалось бы, человека. Идеи, бытовавшие в его окружении, уже поделили людей на «правильных» и «ущербных», одновременно оправдывая методы борьбы с несогласными – уничтожать. И Катрюк усердно принялся за «дело». Об этом свидетельствует второй факт: в 22 года он был уже командиром отделения 118-го карательного батальона украинских националистов. Не просто исполнял приказы, как рядовой, а давал команды на уничтожение людей жестоким образом, сжигая целые поселения в сараях и амбарах, как это было в Хатыни. И, наконец, в послевоенный период, когда Катрюк сразу осел во Франции, потом Канаде, у него не возникло и тени сомнений в своих преступлениях. Не последовало раскаяния, которое свидетельствует о том, что в человеке есть совесть, есть осознание глубокой скорби по убитым им людям. Наоборот, получая пособие от ФРГ за участие в боях на стороне фашистов, Катрюк профинансировал и установил памятник в честь националистов, хотя в то время фашизм и его националистические проявления осуждались мировым сообществом.
Катрюк умер в 2015 году в глубокой старости. Многие могут сказать, что правосудие опоздало, что уже все равно, какое решение принял Верховный Суд, раз человек не понесет заслуженного наказания. Однако у этого решения значение, по крайней мере для здравомыслящего общества, глубокое и важное. Осужден не человек, а его поступки, идеи, которые сделали из Катрюка-человека Катрюка-преступника. Они, к сожалению, все еще присутствуют в определенных кругах и несут в себе губительную энергию. Признание поступков Катрюка геноцидом ставит эту идейную машину вне закона, и любое подобное проявление будет караться строго. Это нужно, чтобы не было замалчивания преступлений Катрюка и других таких же националистов, чтобы потом «катрюки» и «гуньки» не возникали в качестве «героев времени» и не купались в аплодисментах, имея на руках кровь невинных жертв. Это справедливость, к которой взывают жертвы Хатыни и других сожженных деревень Беларуси, которая нужна нам и последующим поколениям, чтобы в нашем обществе не рождались предатели «катрюки».